1. ОСОБЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ В XVI–XVIII ВВ.
В борьбе за власть между
феодальными группировками в Японии в конце XVI – начале XVIII вв. победу
одержал Иэясу Токугава.
За короткое время ему
удалось подчинить своей власти всех удельных князей Японии и принять титул
сегуна (титул военного правителя – полководца Японии в 1192–1867 гг.). С
этого времени сегуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии.
У власти они находились втечение последующих 250 лет.
При сегунах императорская
династия была лишена реальной власти. Императорский двор вынужден был
склониться перед их могуществом. Перемещая князей (по—японски «дайме») на новые
земли и конфискуя земли непокорных, сегуны укрепляли свою власть.
Императорской семье не разрешалось
иметь в собственности землю, а на ее содержание выделялся рисовый паек. При
императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем
происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчеркивалось, что
божественному императору не к лицу «снисходить» до какого—нибудь общения с
подданными. Токугава утверждал, что «сегун указывает все государственные
повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении
императора».
Сильная центральная
власть
Сегуны династии Токугава
добивались укрепления центрального правительства прежде всего в интересах
своего дома. Они были очень богаты, т. к. получали от 13 до 25 %
доходов государства. Для укрепления центральной власти Токугава установил свой
контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д.
Токугава ввел систему заложничества, это было необходимо ему для того, чтобы
подчинить себе князей и держать их под контролем.
Он построил новую столицу
– город Эдо – и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год – в
своем княжестве. Но, уезжая из столицы, князья должны были оставлять при дворе
сегуна заложника – кого—нибудь из близких родственников.
Политика «закрытия»
Японии
В 30–х г. XVII в.
правительство сегуна Иэмицу То—кугава приняло ряд мер для изоляции Японии от
внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении
христианства. Указ сегуна гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает
мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот
закон никогда не может быть отменен под страхом смерти». При этом указывалось
также, что «любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал
уничтожению, а его экипаж – смерти».
Политика «закрытия» страны
была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и
стремлением сохранить нетронутыми старые традиции и феодальные порядки. После
«закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторое
исключение допускалось только по отношению к голландцам, продолжалось общение и
с соседними странами Азии, и прежде всего сбли—жайшими соседями – Кореей и
Китаем. Правители страны насильственным путем пытались предотвратить разрушение
традиционного общества. Но «закрытие» Японии ускорило разрушение сословного
строя, т. к. местные торговцы, лишившись своего традиционного занятия,
начали скупать земли у разорившихся крестьян—собственников, открывать в городах
различные мастерские с привлечением на работу наемных рабочих. Торговцы также
привлекали к участию в своих делах (бизнесу) и бывших воинов—самураев или в
качестве охранников, или в качестве конторских служащих. Так в Японии началось
зарождение новых экономических отношений.
2. ОСОБЕННОСТИ
ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЯПОНИИ.
«Закрытие» Японии сегунами
для европейцев сделало преобладающими связи с Китаем. Многое было заимствовано
японцами из китайской культуры и вообще из всей жизни китайского общества. Так,
в Японии было налажено изготовление бумаги, фарфора, шелка, книгопечатание и
т. д. Успехи книгопечатания в Японии в XVII в. способствовали
развитию грамотности. Среди городского населения этой страны популярны были
рассказы развлекательного и поучительного характера. Но при этом правительство
следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда
в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, в которой
содержались непочтительные высказывания по адресу предков сегуна, владельца
магазина казнили.
Религия Японии
Древней религией Японии
был синтоизм (в переводе «синто» означает «путь богов»). В синтоизме существует
множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от
которой якобы ведут свое происхождение японские императоры. Поэтому светские
правители почитались как посланцы неба, и их авторитет был непререкаем.
Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с
VII в. верховным жрецом этой религии. Но в XVI–XVIII вв.
в Японии усиливаются позиции буддизма, что было обусловлено китайским
влиянием. В начале XVII в. сегун Токугава объявил буддизм государственной
религией, каждая семья была приписана к определенному храму. Буддизм оказал
большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Японии. Согласно этому
учению вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя, печали, причина
которых – неудовлетворенные земные желания. Буддизм призывал верующих к
постоянному самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в
руках самого человека независимо от его общественного положения. В Японии той
эпохи была популярна веротерпимость – рядом уживались разные религиозные
верования – синтоизм и буддизм.
Культурная жизнь Японии
характеризовалась в XVI–XVIII вв. развитием поэзии, живописи, музыки и
народного театра – кабуки («песни и танца»). При императорском дворе состязались в
искусстве поэты и поэтессы. Умение слагать стихи, играть на музыкальных
инструментах, рисовать было обязательным для образованного человека. Печатались
и распространялись книги по истории Японии («Код—зики» – «записи о деяниях
древности»), «Анналы Японии» – «Нихонги» – полный сборник мифов, преданий,
исторических событий. В XVII в. возник народный театр кабуки («песни и
танца»), но правительство Японии преследовало этот театр, боясь распространения
свободомыслия, при этом оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в
театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки, и
это определяло состав зрителей. Профессию актера в то время относили к разряду
презренных: им запрещали выходить за пределы театрального квартала, полагалось
носить одежду установленного образца. Хотя существовали указы, запрещавшие
крестьянам смотреть представления театра (власти боялись, что, увидев на сцене
лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть
выступления странствующих актеров. Но особенную радость приносило японцам
паломничество в один из главных храмов страны. Практически это была
единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими
глазами окружающий мир. В японской живописи того времени преобладало
изображение пейзажей священной горы Фудзияма, цветущей сакуры (вишни), моря и
др. |