1. РЕФОРМАЦИЯ В
ГЕРМАНИИ.
Великие географические
открытия изменили жизнь европейского общества, причем были опровергнуты
некоторые церковные догмы. Открытия ученых также вносили свой вклад в
опровержение церковных учений о мироздании. В XVI в. под влиянием
открытий, новых идей гуманистов появляются новые христианские вероучения,
начинается отход от католицизма большого количества верующих и поиски новых мировоззренческих
ориентиров, формирование новых ветвей христианской религии. В результате возник
раскол Римско—католической церкви с образованием новых христианских церквей.
Этот процесс получил название Реформации. Реформация происходит от слова
«реформа» – преобразование, переустройство. Относительно католической церкви
Реформация – это движение
за переустройство церкви. Этот процесс занимает целую эпоху в истории Нового
времени. Реформацию часто называют религиозной революцией.
Революция – это крутой переворот,
перелом в жизни людей. Реформация стала революцией в сфере сознания. Главной
причиной ее был кризис католической церкви. Менялся мир, менялся человек, а
католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы по—латыни, посты,
культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это
уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и
искренней. Одновременно с нарастающими изменениями в европейском обществе шел
процесс обмирщения сознания. Этот процесс заключался в обращении сознания
человека к земной мирской жизни. Человек стал думать не только о божественном,
не только о загробном мире – его мысли обратились и к повседневной, реальной
жизни. В человеке эпохи Нового времени проснулась жажда познания, активной
деятельности. Это проявилось прежде всего в попытках изменения окружающего его
мира: преобразовании природы, переустройстве общества, самоусовершенствовании.
Попытки католической
церкви увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней духа наживы, а
это не сочеталось с христианским вероучением. Большая часть папских чиновников
занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников
нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых
подарков в Рим не ездили – взятки брали не только кардиналы, но и сам папа. В
XVI в. торговля индульгенциями за отпущение грехов совершенных и будущих
деяний в католических странах приняла характер торговли простым товаром и несла
в себе дух корысти и наживы.
Особое возмущение действия
и политика католической церкви вызывали в раздробленной Германии.
Феодально—раздробленная Германия того времени представляла собой совокупность
земель, во главе которых стояли духовные владыки.
В условиях отсутствия
сильной императорской власти, способной защитить своих подданных, как,
например, во Франции, они могли не ограничивать себя в собственном произволе. В
результате в германском обществе стали распространяться различные религиозные
течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение
религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.
Родиной Реформации стала
Германия, где это движение поддержала часть князей, горожане, крестьянство.
Германские князья были недовольны вмешательством духовных лиц в их дела (причем
они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), горожане – поборами
монастырей, расположенных в городской округе, а крестьяне – увеличением
церковных владений и огромными поборами.
2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
В ГЕРМАНИИ (1524–1526 ГГ.).
Уровень
социально—экономического и политического развития Германии к началу XVI в.
уступал только Нидерландам и Англии. Рост городов обусловливал интенсивную
деятельность сельского хозяйства, которое стало приносить больше доходов.
Земельные собственники увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали
новые. Вместе с тем Реформация зародила в сознании части народа веру в
возможность перемен. Вызванная усилением феодального гнета Крестьянская
война 1524–1526 гг. в Германии
переплелась с Реформацией. Реформация для крестьянских масс была не только
религиозным движением, связанным собновлением вероучения, но вселяла надежду на
реальные социально—политические преобразования. Вождем и идеологом народной
Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490–1525). Он призывал к ниспровержению феодального строя
и установлению справедливого порядка. Основными районами, которые охватили
крестьянские волнения, были: Швабско—Шварцвальдский, Франконский,
Тюринго—Саксонский. Летом 1524 г. раньше всех восстали крестьяне на юге
Германии. Вскоре восстание охватило и другие районы страны. Крестьяне,
поддержанные частью горожан (особенно плебейством), штурмовали дворянские замки
и монастыри, захватили многие города. Ненависть крестьян к князьям проявлялась
в поджогах монастырей и замков феодалов. Лишь примкнувшая к восставшим часть
бюргерства и рыцарства придерживалась тактики соглашения с феодалами. Самой
первой и наиболее решительной программой повстанцев было «Статейное письмо»,
автором которого стал Мюнцер и его сподвижники. В основу этого документа легли
требования полного имущественного равенства, создания свободной республики.
Более умеренный проект преобразований был предложен авторами «12 статей».
Требования, выраженные в этих статьях, были весьма разумны, справедливы и их
нельзя было назвать неисполнимыми. Авторы настаивали на отмене штрафов за
ущербы, наносимые скотом полям, а также новых, возложенных на крестьянство
тягостей, требовали свободной охоты, восстановления старых общинных вольностей.
Они не желали более быть собственностью владельцев; напоминали о том, что
Христос и их тоже искупил своими страданиями. Сверх того, они требовали от
проповедников, избираемых общиной, чтобы те поучали их правой вере. В
двенадцатом параграфе этой программы было выражено желание подтвердить все эти
требования местами из Святого Писания. В целом программа восставших требовала
упразднения крепостной зависимости, уменьшения феодальных поборов и барщины,
свободного пользования общинными угодьями. Еще одним идейным документом
восставших, который стал проектом имперской реформы, стала «Гейль—броннская
программа», подготовленная Венделем
Гиплером. Она отражала интересы
прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития
торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а
также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. «Гейль—броннская программа»
была направлена на централизацию германского государства. Отсутствие единого
сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно
большое войско привело в конечном итоге к их поражению. Раздробленность и
изолированность крестьян каждой области привели ктому, что, действуя
самостоятельно, они не смогли помочь друг другу, когда дворяне перешли в
наступление.
В мае 1525 г.
у города Франкенхаузена отряд Мюнцера был разбит. Вскоре крестьянское
восстание было жестоко подавлено войсками Швабского союза. Дольше всего
крестьяне сопротивлялись в Тироле под руководством М. Гайсмайра. Поражение
крестьянской войны привело к усилению реакции, власти князей, закреплению
политической раздробленности Германии. |