Билет № 11
1. Кислоты в свете представлений об электролитической
диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие c металлами,
основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной
кислоты).
С точки зрения теории электролитической диссоциации кислотами
называются вещества, диссоциирующие в растворах с образованием ионов
водорода:
HCl → H+ + Cl-
Более строгая формулировка: отщепляющие в качестве катионов
(положительных ионов) только ионы водорода.
Под ионом водорода подразумевают гидратированный протон (т.е.
протон, присоединивший воду). Если хотят показать состав иона водорода,
его обычно изображают H3O+
Далее ответ совпадает со 2-м вопросом билета №1:
1. Кислоты
окрашивают растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в
красный цвет
2.
Взаимодействуют с металлами, находящимися в ряду напряжений левее
водорода, например, с цинком, с образованием соли (хлорида цинка) и
газообразного водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
3.
Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
(при проведении реакции с оксидом меди (II), пробирку желательно слегка
подогреть) получается хлорид меди(II)
4.
Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
5. Вытесняют
слабые кислоты из растворов их солей, например, карбоната натрия:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O
+ CO2↑
6. Реакция с
солями может протекать с образованием осадка:
AgNO3 + HCl = HNO3 +
AgCl↓
2. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным
песком.
1. Добавить
к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.
2.
Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и
слить верхнюю часть воды с растворенной солью.
(Здесь мы используем различную растворимость соли и песка в воде)
3. Выпарить
соль из раствора в фарфоровой чашке.
Прекратить выпаривание при появлении кристаллов соли, иначе
чашка может треснуть. С горячей чашкой обращаться осторожно!!!
Спиртовку тушить, накрывая колпачком. Спички чиркать «от
себя».
|