Человек — биосоциальное существо,
особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными
чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид — принадлежность к homosapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность— социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.
—
Общественный образ определяется деятельностью
и положением человека в обществе, реализацией
его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
—
Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные
во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.
Понятие
"личность" выражает совокупность
социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в
разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как
социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью?
Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь
была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а
его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является
личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок.
Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до
какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не
может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной
ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.
Формирование
человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для
этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей
социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях,
нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных
связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования,
средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит
в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом
коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации
усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и
представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы
поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания,
религиозные ценности и т.д.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на
протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации.
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека
личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и
социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и
деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и
действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он
оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той
или иной степенью самосознания.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.
Личность
и ее структура
Личность
- совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных
деятельностях (Леонтьев).
Личность - совокупность внутренних условий, через которые
преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных
отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности,
в поведении (Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида
как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г.
Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский: личность - человек как общественный
индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное
существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.
Б.Д.
Парыгин: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в
качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем
общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Среди
многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются
работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г.
Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и
строении как вопрос о синтезе сложных структур:
-
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все
эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности,
характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий
наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие
наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства
определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями
деятельности.
В.Н.
Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие
отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития
(в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой
личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только
динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий
жизни).
С
этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и
целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные
особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция
динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей
структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из
четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1.
Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2.
Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и
привычек).
3.
Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4.
Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и
т.п.).
1
и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все
4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее
влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением,
направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими
качествами.
По
Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и
способности.
Государство- это организация суверенной публичной власти, действующая в
отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право
и специальный аппарат
принуждения.
Термин государство может быть использован в двух значениях:
-
для выделения страны как географического образования
-
для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране
Признаки государства:
1)
Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и
может защищать ее от вторжения со стороны других государств.
2)
Население, которое составляют все граждане, проживающие на его
территории.
3)
Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной
частью общества другой его части.
4)
Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.
5)
Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в
государстве.
5)
Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность
государства.
Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных
направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции
делятся на внутренние и внешние.
Для
цивилизованных государств к этим функциям относятся:
Внутренние функции:
-
охрана конституционного строя, права и свобод граждан, обеспечения законности и
правопорядка
-
экономическая - обеспечение поступательного хозяйственного развития общества
-
социальная - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие граждан
-
финансового контроля, установления и сбора налогов
-
деидеологизации - создание условий для идеологического многообразия в стране
Внешние функции:
-
обеспечение обороноспособности страны
-
борьба за мир, международную безопасность и экологическое выживание
-
развитие взаимовыгодного всестороннего сотрудничества со всеми государствами
-
урегулирование межгосударственных конфликтов на основе международных актов
Формы правления
Структура и полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют
форму правления в государстве.
Форма правления —
порядок формирования и структура высших
органов государственной власти,
распределение компетенции между высшими органами
государственной власти
Существует две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия— государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха.
Современная монархия
представлена в абсолютной и парламентской формах.
—
Абсолютная монархия — форма правления, при
которой власть монарха ничем не ограничена:
он издает законы, назначает на государственные
должности высших чиновников, собирает
и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.
—
Парламентская монархия — форма правления,
при которой власть монарха ограничена парламентом.
Действует правило, согласно которому король
«царствует, но не правит». Монарх формально утверждает
состав правительства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.
Республика— форма государственного правления, при
которой высшая власть в государстве
принадлежит выборным органам — парламенту,
президенту, наряду с ними существуют
независимое правосудие и муниципальные
органы самоуправления.
Республика по форме
может быть:
-
парламентской (власть принадлежит парламенту),
-
президентской (власть принадлежит президенту),
- смешанной (власть принадлежит и парламенту, и президенту).