Политическая партия — это специализированная,
организационно упорядоченная группа, объединяющая активных
приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы
за политическую власть.
Признаками партии являются:
1) наличие программы, в которой
сформулированы цели и стратегия партии;
2) наличие устава, содержащего
важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
3) фиксированное членство;
4) разветвленная сеть первичных местных
организаций.
Партия — один из важнейших институтов
гражданского общества, осуществляющий связь между ним и
государством.
Функции
партии:
- выявление и выражение интересов
различных групп общества
- посредничество между государством и
обществом
- борьба, осуществление или соучастие
во власти
- интеграция и консолидация интересов
различных групп общества
- стабилизация политической системы
(или ее перестройка)
- выражение определенной идеологии
- теоретическая разработка программы
развития общества
- формирование политической элиты,
выявление политических лидеров
- социализация личности
Существует несколько
классификаций политических партий
в соответствии с различными критериями:
1) в зависимости от способа организации
внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на
кадровые и
массовые. Первые представляют
собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных
политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт
фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм
приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их
центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную
организационную структуру, многочисленны, основным источником их
финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями
ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими
фракциями;
2) в зависимости от степени участия в
осуществлении политической власти партии делятся на
правящие и
оппозиционные. Последние
могут
быть легальными (деятельность которых разрешена государством и
которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные
государством и действующие подпольно);
3) по характеру членства политические
партии могут быть открытыми
(со свободным членством представителей различных социальных слоев) и
закрытыми (с большим
количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и
сложным механизмом приема);
4) по характеру целей и отношению к
существующему общественно-политическому строю партии делятся
на радикальные
(выступают за коренное и насильственное преобразование существующего
общественного строя), реформистские
(выступают за постепенные изменения в существующих порядках),
консервативные (выступают за
сохранение основ прежней системы или за такие преобразования,
которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых
потрясений) и реакционные (выступают за восстановление
старых, отживших общественных структур);
6) по месту в политическом спектре
общества партии можно условно подразделить на
левые (коммунистические,
социалистические, социал-демократические и другие партии, которые
выступают за интересы трудящихся, социализацию производства,
создание основ социалистического общества),
правые (партии, отстаивающие
неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного
порядка, сильную государственную власть) и
центристские (пытаются
примирить крайние интересы в политике).
Одним из признаков демократического
режима является многопартийность,
под которой понимается существование и легальная деятельность в
государстве двух и более партий.
В
Конституции Российской Федерации признаются политическое
многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные
объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют
десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной
системы пока на приходится. У многих партий отсутствует реальная
социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций,
крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных
групп представлены в партийной системе не в полной мере.
Закон "О политических партиях "
(извлечение)
К
духовной жизни
человека относят: знания, чувства, потребности, переживания,
способности, веру, убеждения, стремления и цели.
Духовная сфера жизни общества
охватывает различные формы и уровни общественного сознания:
нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и
религиозное сознание.
Духовная
сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни
общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое,
религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее
элементами являются мораль, наука, искусство, религия.
Мораль
- это совокупность правил
поведения, производных от представлений людей о добре и зле,
справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые
являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой
воздействия на него общественного мнения.
Наука
- это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,
воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической
форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных
исследований.
Искусство
- это специфическая форма общественного сознания, представляющая
собой отражение окружающей действительности в художественных
образах.
Религия
- это совокупность
определенных
мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также
религиозных институтов (церковь).
В
отличие от материальных,
духовные потребности не заданы
биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и
развиваются в процессе социализации личности.
Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею
принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не
существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь
объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание
человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное
производство. К результатам духовного производства относятся:
- идеи,
теории, образы, ценности
-
общественные связи индивидов
- уровень
развития самого человека
Ученые выделяют три вида духовного производства:
- наука и
образование
- искусство и
культура
- религия
Духовный
мир личности
(микрокосм человека) —
целостное и в то же время противоречивое
явление. Это сложная система, элементы которой:
1)
духовные потребности в познавании окружающего мира, в
самовыражении средствами культуры, искусства, других форм
деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания
о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера
в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4)
представления;
5)
убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее
проявлениях и сферах;
6)
ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому
себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7)
способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства
и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и
обществом;
9) цели,
которые он сознательно ставит перед собой.
Важным
элементом духовного мира человека является его мировоззрение,
совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними
отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1)
обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием
жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2)
религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды,
представления и убеждения человека;
3)
научное. Оно формируется на основе достижений современной науки,
отражает научную картину мира, результаты современного научного
познания;
4)
гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о
реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны
научного мировоззрения с представлениями о социальной
справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности
выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в
общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который
ему предстоит в жизни.
|