Федерация
- это форма государственного или национально-государственного
устройства, основанная на политических образованьях, обладающих
определенной сферой государственной самостоятельности - субъектах
федерации.
Специфическими признаками федеративного государства являются:
- территория
состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь
государствами в
полном
смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении
государственных вопросов
-
существование двух систем государственных органов: федеральной и
субъекта федерации
-
существование двух систем права, но законы субъекта не должны
противоречить федеральным
- возможно
существование двух гражданств (федерации и субъекта)
- не
допускается выход субъекта федерации из состава федерации
-
организация
государственной власти и система органов в ней определяются
федеральными законами
- на
федеральном уровне функционируют общие властные структуры,
предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты
обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным
- система
органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии
конституцией федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов власти;
-
функционирование органов государственной власти федерации и ее
субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и
полномочий между властями
- субъекты
федерации обязательно представлены в федеральных органах
государственной власти
Федеративное устройство России
- 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):
-
республик
- краев
- областей
- автономных
областей
-
автономных округов
-
городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
- каждая
республика имеет свою конституцию, законодательство, а остальные
субъекты - устав и
законодательство
- Россия
имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и
неделима
-
Конституция
РФ и федеральные (общегосударственные) законы имеют верховенство на
всей
территории России
-
государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые
ими органы гос. власти
-
Конституция
РФ имеет прямое действие, иными словами, в случае нарушения
какого-либо ее
положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить
соответствующее дело.
Однако
РФ не обладает всеми признаками федерации.
Так:
- субъекты
Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной
суд» и т.д.
указывают не на их принадлежность, а на их уровень
- субъекты
Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства
- налоги в РФ, хотя и
могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются
Федерацией.
Под
образованием
понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по
получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком
самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о
его самообразовании.
Целью образования является
приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации,
ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса
обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим
поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой
деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования,
существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его
экономического и политического развития, его нравственное
состояние.
Функции
образования:
1) создание
условий и предпосылок для социальной мобильности человека или
социальной группы,
2)
сохранение
и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в
поколение,
Современное
образование является средством решения важнейших проблем не только
всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из
важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Требования
общества к образованию выражаются в системе принципов
государственной образовательной политики. В настоящее время
образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:
l)
гуманистический характер образования;
2) приоритет
общечеловеческих ценностей;
3) право
личности на свободное развитием;
4) единство
федерального образования при праве на своеобразие образования
национальных и региональных культур;
5)
общедоступность образования;
6)
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский
характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и
плюрализм в образовании;
9)
демократический, государственно-общественный характер управления и
самостоятельность образовательных учреждений;)
Конституция РФ ст. 43:
1. Каждый
имеет право на образование.
2.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый
вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее
образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие,
обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В
соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6
Закона «Об образовании»
Российской Федерации государственная политика в области образования
основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в
образовании, демократический, общественно-государственный характер
управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Государство
гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и
бесплатного образования в начальной, основной и средней школе,
системе среднего профессионального и высшего образования в
государственных образовательных учреждениях независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, возраста, состояния здоровья и
социально-имущественного положения.
Таким образом,
государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании»
Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного
пакта об экономических, социальных и культурных правах человека. |