Способности
- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека,
делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов
общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Механизм формирования способностей: обобщение (психических
процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий
(оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе
взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического
развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности,
которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности
для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в
процессе взаимодействия человека с внешним миром. Виды способностей:
-
общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;
-
специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития
различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое
обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в
зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. Одаренность человека
определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных
возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая
одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень
специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность). Талант - это способность к
достижению высшего порядка. Гениальность - способность
создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер. Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями. Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть
интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.
Право
- есть система общеобязательных правил поведения, которые
устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные
интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных
отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при
условии упорядоченности общественных отношений.
Современное
демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою
деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние
взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется
форма правления государства, форма государственного устройства и политический
режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных
органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.
Государство
осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами
общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех
или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму
(закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность,
она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую
форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы
наций и народностей, что для многонационального федеративного государства
является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения
государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым
сообществом.
Государство
достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из
них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и
помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция
государства, тем успешнее она может быть выполнена.
Право
воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной
личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах
правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на
государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается
зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным
образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и
свободы.
Посредством
права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы
вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность
действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым
создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя
основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи
права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.
Система
права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений
внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по
своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне
согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами
права.
Отрасль
права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное
подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие
определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно
требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы,
которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих
и служащих, составляют трудовое право.
Система
современного российского права складывается из следующих отраслей: