ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 1
Билет № 1
1. «Слово о
полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
События «Слова о полку Игореве» имеют подлинную
историческую основу: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич
совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
Изображая конкретные исторические события, автор
стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Автор с
великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало... Ибо сказал
брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья... сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
Эта важнейшая для «Слова...» идея единения выражается
и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает
Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.
Идея защиты Русской земли и необходимости единения
изображена как призыв, идущий как бы от народа (отсюда близость «Слова...» к
произведениям фольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическая
основа произведения).
2.
Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского «Светлана».
Столкновение темного и светлого начал в балладе
связано с выражением в ней русского национального мироощущения. Вся баллада
пронизана светом русских обычаев и обрядов, народных поверий и нравов.
После превращения жениха
Светланы в мертвеца, она
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
Й с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась. И потому в сумрачное пространство
баллады легко впархивает светлый дух в образе «белоснежного голубка» «с
светлыми глазами». Это и есть добрый посланник небес, к которым она взывала о
помощи. Напрасно «мертвец» страшно скрежещет зубами, напрасно сверкает
«грозными очами», напрасно принимает образ «милого друга». Все завершится и
вернет героиню в прекрасный, праздничный и уютный «крещеный» мир, где ждет ее
встреча с живым и настоящим женихом.
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!., в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
3. С какой
целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность»
своего героя?
Главным героем поэмы является рядовой Василий Теркин.
Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе
основные типические черты духовного облика и характера обыкновенного русского
солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе...
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как
каждодневный и тяжкий ратный труд. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный,
простой солдат:
Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный, Он идет — святой и грешный... В образе Теркина
Твардовский акцентирует лучшие качества русского характера — смелость,
упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый,
смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).