ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 10
Билет № 10
1. Образ
«вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
Тема творчества (о назначении поэта и поэзии)
раскрывается в стихотворениях: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Поэзия — трудное и ответственное дело,
считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть,
слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный
человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь
сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая
ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть
примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к
общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению
к себе. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной,
жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства.
В стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...»
(1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин рассуждает о свободе поэтического
творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
Одним из программных стихотворений Пушкина является
«Пророк». Пророк — это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем
призвании. Поэт пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и
низшей, созерцал и слышал все, что совершается, от прямого полета ангелов до
извилистого хода гадов, от круговращения небес до прозябания растения. Что же
дальше?.. Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает
безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие
и оружие — слово. Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости,
не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было
разожжено огнем любви.
Библии принадлежит общий тон стихотворения,
невозмутимо-величавый, недосягаемо возвышенный.
Стихотворение исполнено высокого драматизма. Для этого
поэт - использует монолог, роли действующих лиц, напряженность высказываний,
остроту ситуации.
2. Сцена
бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Порядочный, честный, окрыленный любовью Иван
Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру. Бал был шикарным:
играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное
— среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало
Ивана Васильевича. Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой. Она
улыбалась ему, и он был счастлив своей, любовью. Восторг, радость, любовь и
счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Варенька
была благосклонна, что только увеличивало счастье.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича
отец Вари — «статный, высокий и свежий старик» с румяным лицом, бакенбардами,
подведенными к усам и «зачесанными вперед височками». Он улыбался, грудь его
была украшена орденами, «он был воинский начальник типа старого служаки
николаевской выправки». Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью,
он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с
достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все «па». Дочь была
счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь
передавалась через нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги
полковника Б. — старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не
заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Васильевича
очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
Однако после бала Иван Васильевич стал свидетелем
ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил беглого татарина, полковник
стал бить его по лицу.
Эти события перевернули сознание Ивана Васильевича. Он
понял, что полковник не двуличный человек. Просто он привык всегда честно
исполнять свой долг, делать «как положено». Однако существующие объективные
социальные условия искажают натуру человека, формируют ложные представления о
долге.
3. Как
характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале
пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия
достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы
найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости,
бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми.
Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом.
Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за
людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» —
все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что
там слуги! Простакова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее
пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет
добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это
слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына
воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой.
Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство.
Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана
уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей.
А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой
Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула,
Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она
виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке,
сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство
опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин
предупреждает о наказании.
Все идет к закономерному финалу, потому что произвол
помещицы не знает меры, а ее невежество — стыда. Госпожа Простакова наказана
сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды
злонравия, за которые ей суждено расплатиться.
Развязка
комедии внушает мысль о возможности и необходимости борьбы со злом: имение
Простаковой взято под государственную опеку, Митрофанушка отправлен на службу.
Софья и Милон обрели счастье. «Недоросль» обнажил бесчеловечность существующего
строя.