ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 11
Билет № 11
1. «Русский
бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».)
Тема жестокости и милосердия — одна из центральных в
повести. Пушкин исторически объективно описывает причины и размах Пугачевского
восстания, он видит сопутствующий ему размах жестокости как со стороны
восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны
царских войск (пытка башкира, виселицы на плотах). Бессмысленной и беспощадной
жестокости Пушкин противопоставляет идею доброты и милосердия.
Если в «Дубровском» дворянин становится во главе
крестьянского возмущения, то в «Капитанской дочке» вождем народной войны оказывается
человек из народа — казак Пугачев. Никакого союза между дворянами и восставшими
казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринев и Пугачев — социальные
враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и
они с уважением и доверием относятся друг к другу.
В «Истории Пугачева» («Замечания о бунте») Пушкин
написал слова, которые свидетельствовали о неизбежности раскола нации на два
непримиримых лагеря: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему
доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи.
Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его
сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были
слишком противоположны».
Все иллюзии Пушкина относительно возможного мира между
дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась с еще большей
очевидностью, чем было раньше.
2.
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное
своеобразие и идейный смысл.
Несмотря на драматизм ситуации, изображенной в
стихотворении, его последние строки оптимистичны: «И стоило жить, и работать
стоило!». Бытие человека — неповторимый и прекрасный дар. Преодолев трудности,
человек готов осилить новые жизненные преграды. В каждом сохраняется желание
чувствовать себя «ребенком», верить в будущее, надеяться на лучшее.
Лирический герой, видящий внутренний смысл
происходящего, одинок в толпе зевак
В будничной, детально описанной ситуации (на скользкой
московской улице Кузнецкий мост на глазах прохожих «Упала лошадь») лирический
герой обнаруживает проявление общей для «всех» («все мы немножко лошади») усталости,
вызванной столкновениями с «ними» («чего вы думаете, что вы их плоше?»). «Все»
относится к таким, как сам лирический герой, тем, для кого жизнь «течет
по-своему», и одновременно к тем, кто, в отличие от «зевак», не мыслит жизни
без поиска смысла жизни и работы.
В образе «лошади» у Маяковского видно и традиционное в
русской литературе сравнение с трудолюбием и безответностью народа, и аналогия
с настроением лирического героя, вливающимся в «какую-, то общую звериную
тоску».
Ритмическая четкость, передающая бег лошади, резко
обрывается, когда «Лошадь на круп грохнулась». Этот ритмический сбой привлекает
внимание к центральному сюжетному эпизоду.
Возникшее взаимопонимание между лирическим героем и необычной
героиней («может быть, и мысль ей моя показалась пошла...») предстает
проявлением- одушевленности всего мира. Ощущение нового начала, вернувшегося
детства пронизывает, таким образом, всю жизнь, обращенную к будущему,
«встающую» после неудач и страданий.
3. Почему
подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По
комедии А.С. Грибоедове «Горе от ума».)
«Недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину
прелестна! — и как натурально!» — писал А.С. Пушкин. Перед нами подлинно
живая, думающая и чувствующая личность. Ее отличает пылкость эмоций, глубина
переживаний, сознание долга, мужество, чувство чести и человеческого
достоинства, сердечность и нежность. Он может заблуждаться, жить иллюзиями,
совершать ошибки, даже «раз в жизни» притвориться (хотя ложь и притворство не в
его правилах). Он переполнен любовью к Софье, готов идти за нее в огонь, «как
на обет», слова его дышат страстью, хотя чувство его и духовно, возвышенно;
страсть в нем соединена с высоким представлением о благородстве любимой.
Произнося монолог «Как суетится, что за прыть...», герой 30 пьесы обнаруживает
свою молодость, волнения ревности, неподдельность переживаний; мы чувствуем,
как представление о сопернике леденит его сердце и приносит ему острую боль.
Чацкий резко отличается от окружающих персонажей. Об
этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях.
В своих реакциях на события Чацкий, немного запаздывает, он словно не успевает
за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим
любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним.
В
финальной сцене пьесы Чацкий «выбирает себя», он исключает для себя всякую
возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса
не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету...».
Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой
путь, прерванный в начале сюжета.