ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 12
Билет № 12
1. Истоки
характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Художественное исследование противоречивого сознания
современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и
процесса его духовных исканий воплотилось в образе Евгения Онегина. Уже в
первой главе, служащей предысторией героя, Евгений Онегин, вчера еще беспечный
повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый
духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и
пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение
чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и предчувствие
конфликта с обществом. В. Г. Белинский назвал его «страдающим эгоистом
поневоле», ибо, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, он не
может найти применения своим способностям в обществе, в котором ему выпало
жить.
В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло?
Для ответа на него поэту пришлось исследовать и личность Онегина — молодого
дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и ту жизненную среду, которая его
сформировала. Воспитание его поверхностно и бесплодно, потому что лишено
национальных основ.
В конце первой главы перед нами уже не «пылкий
повеса», а достаточно умный, критически настроенный человек, способный судить
себя и «свет». Онегин разочаровался в светской суете, им овладела «русская
хандра», рожденная бесцельностью жизни, неудовлетворенностью ею. Такое
критическое отношение к действительности ставит Евгения выше большинства людей
его круга.
Онегин — человек незаурядный: «резкий, охлажденный
ум», светские развлечения, «наука страсти нежной» не могут заполнить его
жизнь. «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая
посредственность» (В. Г. Белинский). Он пытается изменить свою жизнь (читает,
пробует писать), но иллюзия деятельности не может его удовлетворить, а найти
настоящую цель в жизни он не может, так как его искания замкнуты только на
самом себе. Отсюда его хандра, холодный скептицизм,, угасший жар сердца.
Характер Онегина дается Пушкиным в развитии. Убийство
Ленского было для него страшным потрясением, «окровавленная тень ему является
каждый день», он начинает «странствие без цели» За два года он много передумал
и вернулся другим человеком. Он страстно и глубоко полюбил Татьяну Эта любовь
оборачивается для него мучительным страданием, но в то же время она
нравственно возвышает героя. Пушкин оставляет вопрос о дальнейшей судьбе героя
открытым. Пушкин показывает трагедию незаурядного человека, который, по словам
А. И. Герцена, «не находит ни малейшего живого интереса в этом мире
низкопоклонства и мелкого честолюбия».
2.
Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».
Во время нашествия Наполеона на Россию (1812) И.А.
Крылов создает две басни, не интерпретируя известный басенный сюжет, а создавая
оригинальный, — «Волк на псарне» и «Ворона и Курица». Обе басни очень
эмоциональны и патриотичны. Поводом для написания басни «Волк на псарне»
послужили события, связанные с желанием Наполеона вступить в мирные переговоры,
которые были отклонены М.И. Кутузовым. Вскоре после этих переговоров Кутузов
нанес войскам Наполеона поражение при Тарутине. Замечательно описание злейшего
врага псарей — Волка, серого «забияки». Эпитет «серый» — обычная характеристика
волка и в русских народных сказках (это постоянный эпитет). Даже припертый к
стене, «прижавшись в угол задом», «Зубами щелкая и ощетиня шерсть, / Глазами,
кажется, хотел бы всех съесть», он надеется еще выкрутиться («Пришел мириться к
в совсем не ради ссоры») за счет мирных переговоров; лживых обещаний («А я не
только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад»).
Волк, над которым нависла смертельная угроза, еще пытается сохранить видимость
величия, обещая покровительство на словах, на деле он уже затравлен собаками.
Но кто же поверит «волчьей клятве»? Во всяком случае, не седой, умудренный
жизненным опытом Ловчий.
По свидетельствам современников, басню «Волк на
псарне» (1812) И.А, Крылов собственноручно переписал и отдал жене М.И.
Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М.И. Кутузов прочитал басню после
сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и на словах «а я,
приятель, сед» снял фуражку и потряс наклонение головой.
3. Почему на
протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза».)
При явном сочувствии к героине, отказе от сословных
предрассудков («и крестьянки любить умеют»), Карамзин в конструировании ее
образа далеко не полностью выходит за рамки «канонов» классицизма. Лиза
выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее «падение» по
законам натуры не может считаться нарушением этических норм. А вот к какому
виду характеров по классификации самого писателя —»чувствительному» или
«холодному»— следует отнести Эраста? Осудить себя самого на нравственные муки
до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими (в том
числе прямолинейно и автором). Подтверждением его душевной драмы (чтобы не
сказать трагедии) служит, по свидетельству Карамзина, признание самого Эраста:
«Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог
утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он
сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле...» Создавая образ
Эраста, Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным
законам». Карамзин писал: «Люди делают много зла — без сомнения—но злодеев
мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных
дел... Совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло,
и ненавидит добро для того, что оно добро, есть едва ли не дурная пиитическая
выдумка, по крайней мере чудовище вне природы, существо неизъяснимое по
естественным законам».
Эраст
мечтает о том, что оставит ради Лизы «большой свет» и станет жить с нею, как
жили «в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам,
все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались,
как горлицы <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Он,
позабыв обо всем на свете, жаждет лишь одного: чистой, непорочной любви. Он
восклицает: «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою». Он уверяет: «Для твоего
друга важнее всего душа, чувствительная, нежная душа». Тот ли это Эраст, каким
он был до встречи с Лизой? И тот же — и не совсем тот. Теперь он чуть ближе к
своему изначальному, «природному» состоянию, к своей душе. Лиза, напротив,
отныне готова скорее забыть «душу свою, нежели милого <...> друга!». Та
ли это Лиза, которая еще недавно с трепетом вслушивалась в слова своей
праведной матери «Как все хорошо у Господа Бога!» Нет, Лиза тоже несколько
переменилась.