ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 13
Билет № 13
1. Быт и
нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Главным объектом пушкинского изображения в романе
оказываются персонажи, представляющие господствующее сословие. Персонажи столичного
света, петербургского общества, отличаются своей безжизненностью,
озлобленностью, мертвенностью душ. Порой они похожи па манекенов,
бесчувственных, безмолвных и бездушных. Таковы Проласов, «заслуживший /
Известность низостью души», некий «диктатор бальный», схожий с журнальной
картинкой (он «затянут, нем и недвижим»), залетный путешественник,
«перекрахмаленный нахал», обязательные здесь «необходимые глупцы». Таковы
девицы с неулыбающимися лицами, «на всё сердитый господин», особенно падкий на
эпиграммы, недовольный плоскостью дам, сладким чаем, романами, вензелями,
ложью журналов и собственной женой. Что-то есть в этом мире от пестроты мишурного
света масок (подобные образы будет вскоре рисовать Лермонтов в своём
блистательном «Маскараде»). В этом мире надо спешить, жить по звону брегета,
лететь, ибо «везде поспеть немудрено».
Поэт показывает жизнь провинциального, поместного
дворянства, характеристика которого слагается из образов дяди Онегина, деревенских
соседей заглавного героя, Лариных, их гостей и Зарецкого.
Пушкин описывает занятия сплетнями, пересудами, уныло
прозаические разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», ловлю
женами помещиков выгодных женихов для дочерей, откровенное возмущение
«расчетливо го» соседа Онегиным, заменившим барщину оброком. Надутые и
чванливые деревенские старожилы объявляют Евгения «неучем», «опаснейшим
чудаком», сумасбродом и даже «фармазоном».
Создавая коллективный портрет московских родственников
Лариной, затем групповой образ «архивных юношей» и, наконец, изображая
московский свет, Пушкин побуждает читателя вновь вспомнить Грибоедова. Автор
«Евгения Онегина» находит резкие, беспощадные слова, когда вводит нас в
светские гостиные.
2. Тема
человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею...».
Природа у Фета живет своей особой жизнью, не каждый
способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени
духовного подъема человек может быть к этой жизни причастней. Мотив Земли и
Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все
стихотворение Фета. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими
подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и
ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее,
жажда полета— вот, что символизирует этот образ.
Лучи зари на лесных деревьях «потухают» и «гаснут под
конец», но устремленный в небеса «пышный венец» деревьев все еще купается в их
золотом сиянии. Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир
раздвигает свои границы «по вертикали». Создается грандиозная картина
мирозданья. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари,
внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Стихотворение заканчивается строчками, полными
глубокого смысла.
Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне,—
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне
Земля и небо в понимании А. Фета не просто
противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только
в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
3. Почему
опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В.
Гоголя «Ревизор».)
Герой комедии «Ревизор» — Иван Александрович Хлестаков
— не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою
сколько-нибудь осознанной цели. Хлестаков весь в пределах данной минуты,
действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием
обстоятельств. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда,
когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.
Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и
компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, оказавшихся бессильными
перед наивностью и непреднамеренностью.
Напуганный предстоящей ревизией, Городничий так
охвачен страхом перед воображаемым начальством, выведывающим «пригрешения», что заискивающе лебезит перед Хлестаковым,
унижается, будучи грузным и солидным, сгибается вперегиб перед «сильным»,
перед выше его стоящим по чину, «хотя это всего лишь тряпка». Грубый и жестокий
со всеми, кто ниже его рангом или зависит от него, он льстиво и вкрадчиво,
любезно и нежно обхаживает гостя, стараясь угодить, умилостивить и обворожить
его. Он с «великим счастием» отдаёт ему в жены свою дочь, почти готов
пожертвовать ему и свою жену.
Городничий
приходит к своему высшему торжеству, но не замечает, как Хлестаков исчезает
из-под носа окончательно и бесповоротно.