ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 14
Билет № 14
1. Образ
Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».)
Судьба Татьяны драматична: одиночество в родном доме,
безответная любовь к Онегину, замужество без любви и опять одиночество среди богатства,
блеска и преклонения. Но страдания не сломили ее: ей чужда «постылой жизни
мишура», она не изменяет своим нравственным принципам, своему пониманию чести.
Источник ее духовной силы — глубокая связь с русской жизнью, чего нет у
Онегина, она «русская душою». Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная
натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и
уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не
случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне
— она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток
наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской
природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от
этических идеалов народа.
Цельность натуры, глубина чувств, красота души,
скромность, готовность к самопожертвованию — это не просто черты характера
Татьяны, но и воплощение «положительной и бесспорной красоты в лице русской
женщины» (Ф.М. Достоевский). Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде
любви. Ю. М. Лотман писал: «Жизнь Татьяны — результат развития личности, ее
постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг
Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире
проблемы верности семье...»
Встреча с Онегиным — роковая для Татьяны. «Это он!» —
выбор единственный на всю жизнь. Татьяна «любит не шутя», она не умеет судить
хладнокровно. Пушкин проводит Татьяну еще через одно испытание. В брошенном
кабинете Онегина Татьяна погружается в чтение чужой библиотеки, стараясь
угадать, что творится в его душе. Она думает не только об Онегине, но и о
жизни. Ее любовь не угасает от такого опыта. Напротив, это чувство, оставшись
безответным, формирует внутренний мир Татьяны, ее духовный облик. Потом ее
везут в Москву на «ярмарку невест» и выдают замуж. Она идет замуж за генерала,
потому что «молила мать», а Татьяне «все были жребии равны» В прекрасную
светскую женщину Онегин влюбляется без памяти. Для Татьяны не страшны
условности света. Есть условия жизни — вот что поняла Татьяна. А это прежде
всего — долг.
«В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми
страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного
куска, без всяких примесей и приделок», — характеризовал героиню В.Г.
Белинский. «Жизнь Татьяны — результат развития личности, ее постоянных усилий
по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг верности, который
добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности
семье...» — так писал о пушкинской героине литературовед Ю.М. Лотман.
2. Рассказ
Хлестакова о петербургской жизни в III действии
как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Простодушие и непреднамеренность позволяют Хлестакову
никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему
чиновниками.
Хлестаков так и не сумел разобраться, что произошло с
ним в уездном городке, только в предпоследнем действии ему начинает весьма
неотчетливо казаться, что его принимают за кого-то другого, но за кого
конкретно — это ему неведомо. Одна из особенностей Хлестакова, «стремление
сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена». Эта черта
все и определяет в герое. Бедному чиновнику, коллежскому регистратору, страсть
как хочется подняться хотя бы до провинциального секретаря; автору пошлых писем
к Тряпичкину грезится создание «Фрегата «Надежды»« Марлинского; жильцу комнаты
на верхнем этаже чужого особняка мечтается иметь свой собственный дом в
Петербурге. Отсюда — желание пустить пыль в глаза, блеснуть, произвести
впечатление, выглядеть главнокомандующим, начальником, у которого тридцать пять
тысяч курьеров. За несколько минут на глазах чиновников Хлестаков делает
головокружительную карьеру Его преувеличения носят чисто количественный
характер: «в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Получив
воображаемую возможность выписать себе что-нибудь из Парижа, Хлестаков
получает лишь... суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа.
Подобные запросы явно характеризуют скудость натуры. Будучи «с Пушкиным на
дружеской ноге», он не может придумать с ним тему для разговора («Ну что, брат
Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все...»). В силу непреднамеренности
Хлестакова его трудно поймать на лжи — он, завираясь, с легкостью выходит из
затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж
— скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру — я и позабыл,
что живу в бельэтаже».
Недоразумения и ложь Хлестакова преображают его в
глазах дрожащих слушателей и в его собственных глазах то в управляющего департаментом,
то в главнокомандующего. Можно представить его позы в этот момент: скрещенные
по-наполеоновски руки, вытянутая фигура, начальственный вид с высоко задранной
вверх головой. И только отдельные обмолвки «возвращают» его к истинной
сущности. Это и делает ситуацию особенно комической.
3. В чем
ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Премудрый пескарь».)
«Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя,
который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека
смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть».
Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люда не
сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порыве». Эра сказка о
гражданской позиции человека и а смысле человеческой жизни. Вообще, автор
предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и
одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель-мыслитель,
гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями
вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные
слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык
того времени.
Тема
сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители
интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел.