ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 15
Билет № 15
1. Страдания
одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
Лермонтов в своем творчестве создает уникальную
философскую концепцию одиночества. Одиночество лирического героя не навязано
ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души.
Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования.
Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания —
странничества.
В лермонтовском творчестве объединяются темы
одиночества и свободы. Так, в стихотворении «Желанье» («Отворите мне темницу...»),
написанном в 1832 году, лирический герой просит сначала как будто только
временной свободы:
Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Но во второй части появляются «дворец высокий» с
фонтаном, который бы «в мечтаньях рая.../Усыплял и пробуждал». Повторы, обилие
внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты
фольклорной песенности., «Узник» (1837) написан под арестом перед первой
ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу
младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной
подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Первой строфе из восьми строк
противостоят две таких же. Вторая часть начинается словами «Но окно тюрьмы
высоко...», а заканчивается — «Ходит в тишине ночной безответный часовой».
«Черноокая» и конь здесь тоже фигурируют, но именно как недостающая мечта.
Последняя строфа («Одинок я — нет отрады:/Стены голые кругом...») лишь
описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте
непреодолимой несвободы.
К «тюремной» теме примыкает тема изгнанничества.
«Тучи» (1840). Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы
свободы и беспечности, а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки,
с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники», но не изгнанники,
вопреки первоначальному сравнению; грусть героя — лирическая доминанта
стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания». Не случайно
обращение к тучам нежное — «тучки», а в заглавии стоит мрачное «Тучи». Тучкам
«наскучили нивы безлюдные», а для лирического героя это «милый север» со
«степью лазурною».
Жанр «Туч» — соединение элегии с
романсом, для романса характерно мелодическое трехчастное построение:
сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и
понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе.
2. Сцена
финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в
рассказе М. Горького «Челкаш».
Особое место в дооктябрьском творчестве Горького
занимают так называемые «босяцкие» рассказы. Горький являлся гуманистом,
следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании
занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей,
способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, —
Человек с большой буквы.
Рассказ «Челкаш», написанный в 1895 году, можно
условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение.
Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет
Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово «хищный» («хищное
лицо», «хищный нос» и даже «хищная худоба»), употребляет экспрессивные глаголы.
Очевидно, что развернутая метафора «Челкаш — степной ястреб», с одной стороны,
немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны —
подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и
свободолюбие.
Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет
динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка «медленно
шагает». «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной
к тумбочке, сидел молодой парень, <...> парень был широкоплеч, коренаст,
русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами,
смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» — таков портрет Гаврилы. Если
сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы —
антиподы.
После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек».
Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему
все деньги: —Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они
тебе?.. Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу,
вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. — На! Жри...
— крикнул он злобно. Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал: —
Дай сюда деньги! Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже
Челкаш говорил ему: —...Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! И
заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на
прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену...» Автор показывает, что даже
природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек
устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
3. Как
проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как то его характеризует?
(По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781),
шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой,
баловень матери и любимец дворни. Русская литература конца XVIII в. знала и
изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в
шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской
жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского
«гнезда».
Митрофан страшен по отношению к окружающим. Получивший
уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к
самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. Даже Еремеевну, которая
вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, Митрофан оскорбляет и
унижает. Его .неблагодарность близким людям, грубость и цинизм вызывают
отвращение. Можно с уверенностью сказать, что Митрофанушка куда более опасен,
чем смешон.
В доме своих родителей Митрофанушка — главный
«забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась
ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как Митрофан
пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца, День Митрофанушки
отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где он спасается от уроков,
прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о
своем желании жениться, Митрофан тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку»,
по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь
Митрофана сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и
«рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка
Палашка.
Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для
Простаковых женитьбы Митрофана на Софье, то сюжет сосредоточен на теме
воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской
литературы тема.
В финале комедии он просто безобразен, лишен всего
человеческого. Судьбу недоросля теперь решает Правдин, отправляя его на службу,
и можно только представить, сколько зла может принести людям Митрофанушка.