ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 16
Билет № 16
1. Мир
природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Для романтической поэзии очень актуален вопрос о
человеке и природе, их взаимоотношениях, о месте человека в мире-космосе, о
соотношении природного и культурного начала в жизни человека. Эта тема
представлена в таких жанрах, как элегия, пейзажная миниатюра, философский
«отрывок» и других.
Для лирики Лермонтова очень характерен жанр пейзажной
миниатюры. Пейзаж переходит в философские рассуждения о смысле жизни и смерти
(«Горные вершины...»), одиночестве («Выхожу один я на дорогу...», «На севере
диком стоит одиноко...», «Утес»), о родине («Родина»), о Боге («Когда
волнуется желтеющая нива...»). Образы природы аллегоричны и символичны, в них
воплощаются мысли и чувства поэта, раскрывается мир лирического героя,
передаются его настроение и состояние («Парус», «Тучи»). Лермонтов
предпочитает южный экзотический пейзаж («Кавказ»), но в поздней лирике
появляется пейзаж русской деревни, в котором заметна пушкинская традиция
(«Родина»).
Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются
соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот,
представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний —
часто общественного характера. Излюбленные образы — бурного моря, грозы,
паруса. Это были отзвуки настроений, всколыхнувших Европу и Россию в 1830-1831
годах, а также отзвуки романтической литературной традиции («Парус»). Многие
темы патриотической поэзии Лермонтова сходятся в стихотворении «Родина». Здесь
размышления о прошлом России и трезвый взгляд на ее настоящее, сознание и
ощущение неразрывных связей с миром родной природы, с русской народной жизнью.
Внутренняя контрастность мотивов заявлена самим автором в первых строках:
«Люблю отчизну я, но странною любовью...», конфликт предстает поначалу как
коллизия рассудка и любви. Философская, «рассудочная» часть текста является
вступлением, а предмет любви, зримый образ родины, занимает основное место в
стихотворении. В этой пейзажной зарисовке устраняются противоречия рассудка и
любви. Величественная пейзажная панорама включает в себя и бескрайние русские
просторы, и приметы природы и русского быта: «чета белеющих берез», жнивье,
деревенька, где празднуют подвыпившие мужики. Пейзажные детали сменяют друг
друга, отражая впечатление едущего по поселку человека. На его пути встречается
всякое: то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное
гумно и резные ставни. Путник, он же лирический герой, откликается душой на все
впечатления окружающей народной жизни.
2. Монолог
Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Чацкий является идеологом «века нынешнего». Как все
идеологи в комедии, он высказывается монологически. Именно в монологах
раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к
воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»); к образованию («...Чтоб
грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще
гнулась шея...»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»); к
иностранцам («Ни звукарусско-42 го, ни русского лица,..»); к крепостному праву
(«Тот Нестор негодяев знатных...»).
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные
моменты развития сюжета и конфликта. Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш
батюшка?..»). Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику
московских нравов. Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...») — завязка
конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века
минувшего». Третий монолог («А судьи кто?») — развитие конфликта. Это
программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается
отношение Чацкого к любви. Пятый монолог («В гой комнате незначащая встреча...») — кульминация и
развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в
карты. Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом...») — развязка
сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства
Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие
между тем, что и кому он говорит). Чацкий использует риторические вопросы,
восклицания, формы повелительного наклонения. В его речи много слов и
выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий познанья»).
Большинство высказываний Чацкого афористично («Свежо предание, а верится с
трудом...»).
3. Весел или
печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина?
Финал сказки трагикомичен. Восхищаясь ловкостью и
жизнестойкостью мужика, автор вместе с тем осуждает его рабскую покорность,
отсутствие желания разобраться в смысле жизни и собственных поступков.
Два генерала воплощают собою паразитизм, тунеядство и
праздность правящего сословия. Эти отставные чиновники, дослужившиеся в
петербургской канцелярии до генеральских чинов, всю жизнь существовавшие за
счет многострадального народа, представляют основной объект сатирического
изображения Щедрина.
Неизвестно,
чем закончилась бы жизнь этих абсолютно беспомощных существ, если бы не
счастливое появление мужика, ставшее чудом спасения. Он и огонь на этом острове
добыл, и картофеля накопал, и рябчиков наловил и пожарил, и яблок для десерта с
деревьев нарвал, и пуху лебяжьего наготовил, чтобы генералы спали мягко и
удобно. Мужик до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Этот
персонаж показан писателем-демократом как всемогущий человек, обладающий
безграничными возможностями и разнообразными умениями. Он необыкновенно ловок,
трудолюбив и смышлен. Он способен даже «океан-море» переплыть. Но этот же
мужик, оказывается, может и веревку свить, чтобы генералы его на ночь привязать
могли, дабы «не убег». Он привык безропотно подчиняться господам, служить им
денно и нощно и довольствоваться жалкой подачкой — «рюмкой водки да пятаком
серебра». И тут Щедрин с горечью смеется над рабской покорностью мужика,
безропотностью и жалким смирением его перед своей незавидной судьбой.