ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 17
Билет № 17
1. Поэма
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
Романтизм — направление в русской и европейской
литературе конца XVIII — первой половины XIX века. Главным предметом изображения
в романтизме становится человек, личность. Романтический герой — это, прежде
всего, сильная, неординарная натура, это человек обуреваемый страстями и
способный творчески воспринимать окружающий мир. Романтический герой, в силу
своей исключительности и необыкновенности, несовместим с обществом
обыкновенных людей, он одинок и, чаще всего, находиться в конфликте с
обыденной жизнью.
Родоначальником русского романтизма традиционно
считают В.А. Жуковского, наиболее типично и ярко романтизм проявился в поэзии
М.Ю. Лермонтова, в определенный период своего творчества дань романтизму отдали
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.
Завершением традиции русской романтической поэмы
явилась поэма Лермонтова «Мцыри».
Мцыри — это естественный человек, который сродни
природе, особенно в ее бурных проявлениях: «О, я как брат обняться с бурей был
бы рад». Он бежал из монастыря во время грозы, когда- испуганные монахи «ниц
лежали на земле». В нем живо и активно также национальное начало, свободолюбие
горцев, их темперамент. В нем сочетаются черты силы и слабости: в нем «юность
вольная сильна» и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник». Взаперти он
вырос не приспособленным к жизни и воле, в чем его трагическая беда, а не вина.
Пораженный видом девушки-грузинки, недавний затворник, очевидно опасаясь
погони, не решается войти в ее дом и утолить голод. Он «дорогою прямой пустился,
робкий и немой» и скоро потерял дорогу.
Еще в начале исповеди Мцыри говорит, что променял бы
две жизни «в плену» «за одну, но только полную тревог». Монастырь осознается
героем как тюрьма. Монастырю противопоставлена вольная природа, заполняющая
собой буквально всю поэму. Она обладает первозданностью, величественна и
прекрасна.
В противоестественных для него условиях монастыря
молодой горец не утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине Ему
свойственны и другие привлекательные черты. В нем есть трепетность и нежность.
Не случайно он употребляет уменьшительные суффиксы, описывая природу: облачко,
птички, ветерок, речка, серебристый голосок.
Мцыри печалит и то, что его «труп холодный и немой не
будет тлеть в земле родной».
Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит
перед смертью перенести его в сад; там, среди природы, в виду Кавказа, он
рассчитывает на какой-нибудь «привет прощальный» с родины, которой так и не
достиг.
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..
Эти слова выражают не идею примирения, а служат
выражением возвышенного, хотя и трагического, состояния: он никого не проклинает,
потому что никто индивидуально не виноват в трагическом исходе его борьбы с
судьбой. Мцыри умирает, как барс, достойно проиграв в борьбе, пред лицом
«торжествующего врага» — судьбы, и здесь он — личность. Проклинать ему
действительно некого, наоборот, монахам он обязан жизнью. Но мятежный Мцыри
предупреждает их о возможности проклятия, если они не выполнят его последнюю
просьбу и оставят умирать в тесной и душной келье.
2. Диалог
Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Чиновники, изображенные Гоголем, погрязли в
грабительстве и казнокрадстве. Отцы города стремятся основательно богатеть за
счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и
частных лиц, не испытывая угрызений совести.
Все чиновники связаны круговой порукой, духом
семейственности по словам писателя, они все жили между собой в ладу,
развлечениях (балах, обедах), игре в карты с утра до вечера, обращались
совершенно по-приятельски. «Любезный друг Илья Ильич! <...> Словом, всё
было очень семейственно!» С этим свойством связано и такое начало, как
отменное гостеприимство: «...вообще они были народ добрый, полны
гостеприимства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или просидевший вечер за
вистом, уже становился чем-то близким».
За этими как будто симпатичными чертами скрываются
отвратительные качества, опять-таки свойственные всей корпорации чиновников.
Всех их отличает поразительное невежество. Они пребывают на крайне низкой
ступени образованности и просвещенности, и Гоголь пишет об их культуре с
нескрываемой иронией: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто
даже и совсем ничего не читал».
- С этим свойством связано другое — повсеместное
взяточничество. Каждая просьба, любое прошение могут рассматриваться только после
получения соответствующего подношения. Исключения делаются лишь для друзей.
Председатель палаты предупреждает Чичикова: «... чиновным вы никому' не давайте
ничего... Приятели мои не должны платить». Но закон есть закон. Обращаясь к
персонажу по прозвищу Кувшинное рыло, Чичиков поступает так, как здесь
заведено; он вынул из кармана бумажку, «положил её перед Иваном Антоновичем,
которую тот совершенно не заметил я накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было
указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно
показывать». Некто сетует, что прежде было известно, «по крайней мере, что
делать: принёс правителю, дал красную, да и дело в шляпе, а теперь по
беленькой». Алогизм этого суждения очевиден: теперь, оказывается, тоже знаешь,
что следует предпринять.
3. Почему
рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Образы рассказа «Бежин луг» явились своеобразными
прототипами будущих героев романов Тургенева, Пять крестьянских мальчиков «Бежина луга» — это пять своеобразнейших
типов, в такой же мере народно-русских, как и общечеловеческих. Среди них
особенно выделяется Павлуша — с черными всклокоченными волосами, широкоскулый,
рябой и большеротый, с огромной (как «пивной котел») головой и
приземисто-неуклюжим телом. В простой и изношенной одежонке, он, однако,
«глядел... очень умно и прямо, да и в голосе его звучала сила». Павлуша вскоре
вполне оправдает эту характеристику, бесстрашно («без хворостинки в руке,
ночью») поскакав «один на волка». Но не одну смелость и физическую силу выказывает
у Тургенева этот особенно заинтересовавший его подросток. Среди всех ребят
только Павлуша спокойно реагирует на все страшные рассказы и таинственные звуки
ночной природы, которые так пугают остальных детей. В эти минуты он либо занят
делом (следит за варящимися «картошками»), либо тут же рационально объясняет и
самый «странный, резкий, болезненный крик» в ночи («Это цапля кричит», —
спокойно возразил Павел»). Человек цельный, чуждый всякой рефлексии и излишней
фантазии, Павлуша и есть рационалист и деятель по самой своей природе. Это
первый у будущего автора «Отцов и детей» эскиз и современного Дон-Кихота (в
тургеневской интерпретации данного типа), и не признающего, в
свой черед, никакой таинственности в природе и человеческих отношениях Евгения
Базарова. Заметьте: Павел и погибнет совершенно по-базаровски: «он убился, упав
с лошади». Его гибель доказывает неотвратимость судьбы, наличие в жизни
светлого и темного начала. Как скажет потом «повзрослевший Павлуша» — Базаров:
«Поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста».