ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 18
Билет № 18
1. Смысл
названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».
Основная проблема романа «Герой нашего времени» четко
определена Лермонтовым в предисловии: он рисует «современного человека, каким
он его понимает», его герой — портрет не одного человека, а портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения». Автор подчеркивает свое
стремление создать типический образ героя своего времени. Белинский назвал
роман «грустной думой о нашем времени». В образе Печорина получили свое
выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам
Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая
работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Особенностью
романа является то, что портрет героя времени создается как история одной
человеческой души.
Установка на воссоздание истории одной души позволила
Лермонтову создать характер сложный и противоречивый. В поступках и
высказываниях Печорина немало такого, что возмущает нравственное чувство,
кажется жестоким и эгоистичным. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом
Максимычем, который так ждал встречи с ним; рассудочно играет чувствами княжны Мери;
циничны его рассуждения о том, что он смотрит на страдания и радости других
только в отношении к себе. Парадоксальными кажутся его афоризмы о дружбе («Из
двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого
не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»). Печорин,
как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее
близким, семье «честных контрабандистов», Мери, Грушницкому. При этом он
является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным
калекой», не раз сравнивает себя с палачом («невольно я разыгрываю жалкую роль
палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Никто лучше Печорина не
понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью прошедшее,
он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь
томит Печорина: «Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать
только потому, что еще нет его кареты».
Но, все же, лучшая половина его души не умерла. Он
тщательно прячет ее от посторонних глаз, но его жажда любви, добра и красоты,
способность к доброте постоянно прорывается сквозь скептицизм и «холодное, бессильное
отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
На что мог направить свои богатые возможности Печорин?
Социально-психологические условия эпохи требуют слепого послушания и следования
традициям, делают его героем времени, во многом объясняют его трагедию. Но
проблема шире: разочарование и тяжелый груз скептицизма— тоже черта времени.
Герцен: «Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе,
вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли,
полные ярости».
2. Тема
родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно,
она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906)
Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: Русь,
опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И с мутным взором
колдуна. Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со
всем русским и жаждет обновления в столь тесной связи: Так я узнал в своей
дремоте Страны родимой нищету. И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.
Россия для Блока — «Жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «Родина» (і907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом,
настоящем и будущем.
Вместе с тем любовь к Родине — чувство глубоко личное.
О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем так
горько плачешь?
(«Осенний день») Облик России видится Блоку через
мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем
понимании Родины из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает
предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст
«разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть», и вместе
с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет. Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.
«Из сердца
кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою
жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.
3. Как
меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»?
Чацкий, благородный молодой человек, ведущий свободную
жизнь (он нигде не служит, хотя был офицером и состоял при неких министрах),
независимый от старых нравственных догм, патриотически настроенный, неожиданно
возвращается в Москву. Как и раньше, он влюблен в Софью, с которой вместе
воспитывался в доме Фамусова и к которой сейчас, по возвращении, испытывает
большое чувство, усиленное разлукой. По мере развития действия в Чацком
растет, предчувствие «измены» Софьи и решимость узнать, кто же стал избранником
барышни («Дождусь ее и вынужу признанье: / Кто, наконец, ей мил? Молчалин?
Скалозуб!»). «Ум» внушает Чацкому, что Софья не может любить человека с такой
низкой душой, как Молчалин, а сердце подсказывает герою, что у него есть
соперники. Этот разлад ума и сердца ведет к теме любовного помешательства,
безумия от любви, теме, издавна бывшей пружиной комедий:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. Таким образом, интрига
завязывается любовью. Постепенно обе линии — любовная и общественная —
сливаются, в любви Софьи к Молчалину проступает не только личное предпочтение
или каприз, но и обусловленность общественными причинами. Кульминационный момент
в комедии — третье действие, сцена вечера у Фамусовых, где Софья пускает слух,
будто Чацкий сошел с ума. Отсюда обе линии идут вместе. В конце четвертого
действия интрига развязывается, а обе линии разрешаются: Чацкий узнает правду о
любви Софьи и о том, что он чужд обществу, которое не только не боится его
критики, обличения и насмешек, но и само перешло в атаку, вытолкнуло героя из
привычной ему по рождению и воспитанию среды и вынудило его бежать неведомо
куда.