ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 19
Билет № 19
1. Женские
образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Раскроем три основные женские образа романа: образ
Бэлы, княгини Веры и княжны Мери. Все они призваны выделить, подчеркнуть те
или иные черты незаурядной личности Печорина.
В Бэле отразились поэтичность, страстность, выдержка,
самоотверженность, бескорыстие. Автору романа удалось соединить национальные
черты кавказской женщины (вспомним, как задрожала она, как засверкали её глаза,
когда ока увидела лошадь своего отца) с общечеловеческими. Лермонтов передал ее
отказ от предрассудков, цельность и непосредственность ее натуры. Героиня
проявляет одновременно и верность в любви, и преданность своему народу (перед
смертью она говорила об отце и брате: «ей хотелось в горы, домой»).
Светская красавица Мери оказывается способной, подобно
Татьяне Лариной, в нарушение всех обычаев, первой признаться избраннику в
своём чувстве. Умная, благородная, нравственно чистая, не зараженная светской
пошлостью, она полна движения, порыва навстречу любим к человеку, на голову
возвышающемуся над людьми из её окружения. Но княжна захвачена тем
романтизмом, который не позволил ей сначала распознать сущность Грушницкого, а
потом — индивидуализм и эгоизм Печорина. Последний становится её «героем
романа в новом вкусе», как замечает Вернер.
Человечность чувств Мери, её искренность и
доверчивость резко противостоят равнодушию, скептицизму и эгоцентризму
Печорина,, что особенно заметно в сцене переправы через Подсумок. Но девушка
оказывается своеобразной жертвой названных печоринских свойств. Ей суждено
глубоко страдать и на людях, и в минуты, когда она остаётся наедине со своими
переживаниями, и в присутствии своего избранника.
По-иному строится другой женский образ, причастный к
Печорину, — образ Веры. Внешний облик её не столь пластичен как у Мери,
отличается некоторой неопределенностью. Не слишком прояснено и прошлое Веры,
намёками даны вехи отношений её с Печориным. Но, несмотря на эту
непроясненность, Вера показана как единственный женский образ, не
противопоставленный, а сопоставленный с Печориным. Она в совершенстве поняла
своего возлюбленного, включая его слабости и дурные страсти. Она — его «родная
душа», наиболее близкий ему человек.
Столь же глубоко и уже давно любит её, дорожа её
красивой душой,, духовной близостью, и Печорин. Он признаётся себе: «Ока —
единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». К этому
чувству у обоих примешивается два сопутствующих начала — ревность и страдание.
2.
Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не
плачу...».
Лирический герой есенинского стихотворения
воспринимает переломный момент своей жизни («...Я не буду больше молодым») как
смену времен года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой
ранью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламени», биения жизни. В то же время
это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «половодье», сменяющиеся
«увяданье» «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и
ожиданием смерти.
Параллелизм человеческого и природного миров создается
с помощью метафор. Подобно осеннему лесу, герой чувствует себя «Увяданья
золотом охваченным», его сердце, как земля в заморозки, тронуто «холе ком»,
«половодье чувств» схлынуло, и замолкли звуки его певчих уст». Признание
лирического героя («Не жалею, не зову, плачу...») совершается не только от его
имени. Его устами говорит природа. И если для природы смена времен года —
надежда на будущую весну, то для лирического героя, сравнивающего себя с
цветком, листом, а не со всем мирозданьем, каждая пора в жизни единственная.
Оттого вывод предстает особенно глубоким и значимым
для характеристики его внутреннего мира:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
К нему «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни.
«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921) — это одно из
первых стихотворений в лирике Есенина, в котором проявляется близость его позиции
с пушкинским приятием движения жизни как «общего закона» бытия («...Вновь я
посетил...», 1835).
3. Каково
отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Автор «Слова...» ставил своей задачей не воспроизвести
исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение
— это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными
распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения
старых идеалов «братолюбия».
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод
изображены в градациях эпического летописного стиля.
В поход Игорь Святославич выступил «малой силой»,
используя военную поддержку только ближайших родственников: старшего сына
Владимира, брата Всеволода, князя курского и трубчевского, племянника
Святослава Рыльского. Игорь не поставил в известность о своих действиях
«старшего» в роде Ольговичей и «великого» среди русских князей Святослава
Киевского, тем самым нарушив закон феодальной иерархии и проявив
военно-политическую недальновидность. Игорь ставил перед собой задачу безумно
смелую, но заранее обреченную на провал: с малочисленной дружиной отвоевать у
половцев Причерноморье, вернуть владения своего деда Олега Гориславича.
Отправляясь в поход, князь Игорь преследовал государственно важную цель — отбросить
кочевников в глубь степей, подальше от границ Русской земли, и тем самым
продемонстрировать свой политический выбор — окончательный разрыв с половцами,
своими родственниками (по бабке) и недавними союзниками, что до этого ему не
удалось сделать: он не участвовал в победоносном походе против Колчака в 1183
вместе с киевским князем Святославом, а в 1184 из-за гололедицы его конное
войско опоздало к решающему сражению, Итак, причины, заставившие князя Игоря
выступить в поход против половцев, трагически противоречивы. Им двигали и
родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание своего
патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора, победила в нем
трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в
одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать
позор плена и бегства из него, «отворили ворота» половцам для набегов на
Русскую землю.
Осуждая
Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как
воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его
чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может
поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря
Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы
взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».