ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 2
Билет № 2
1. Черты
классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из
поэтов по выбору экзаменуемого).
Русский классицизм возник во второй четверти XVIII
века и был связан с просветительской идеологией. Русские классицисты воспринимали
литературное произведение как путь к совершенствованию человеческой натуры.
Большое место в литературе классицизма занимают стихотворные жанры: оды,
басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В.
Ломоносова ( высокий гражданский пафос, научная и философская тематика,
патриотическая направленность), в баснях И.А. Крылова и в комедиях Д.И.
Фонвизина.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова — яркий
пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром в его
творчестве были оды — стихотворения восторженного характера в честь какого-либо
лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность
высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины.
Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных
богатств. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»:
Вокруг тебя цветы пестреют
И к часы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли. Что необходимо для
процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, это упорный,
напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в
поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» (1739)
Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш
народ».
«Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не только
установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров,
сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания» России.
2. Роль
эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.
Гоголя «Шинель».
Эпизод, изображающий встречу Башмачкина со
«значительным лицом», очень важен для понимания идеи повести. «Значительное лицо»
— чиновник, наделенным импозантной фигурой, тщеславием, заносчивостью,
самодурством, высокомерием и бессердечием. Писатель выделяет выражение
«значительное лицо» курсивом и разрядкой, но в то же время лишает это лицо
имени и названия должности.
Это воплощение власти вообще, это верховный чиновник,
какого можно встретить в любом департаменте, на любой верхней ступени
бюрократической лестницы. На миг Гоголь показывает «добрые движения» в душе
«значительного лица». Это нужно и для объемной характеристики этого персонажа,
и для оттенения присущей ему злобы. «Значительное лицо», однако, лишено своей
значительности (грозность он являет напоказ перед приятелем), это миражный
образ, фигура, выставленная напоказ для поддержания страха и воздействия на
людское воображение. Но она являет свою дутую значительность и оказывает на
несчастного Башмачкина сильнейшее воздействие. Безропотный ранее герой (в
бреду он произносил самые страшные слова и даже «сквернохульничал», упоминая
его превосходительство) решается на «бунт».
3. В чем смысл
названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
В названии произведении отражена его ведущая
гуманистическая идея. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе
человека, который смог в жесточайших условиях остаться человеком, сохранить
душу, способную к любви и состраданию.
В герое есть что-то необычное, привлекающее внимание,
вызывающее «удивление» даже у рассказчика, прошедшего «почти всю» войну. Это
является мотивировкой особого интереса («...я весь превратился в слух») к
исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова. Для него самого
воспоминания — это попытка ответить на мучающие его вопросы: «За что же ты,
жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Он раскрывает душу не просто
перед первым встречным. Рассказчик для него родственная натура, фронтовик,
много повидавший и понимающий собеседник. В то же время герой не ищет
дружественного отношения: опыт войны научил видеть в каждом русском человеке
«брата».