ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 20
Билет № 20
1. Тема
судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
С особой очевидностью тема судьбы раскрывается в
последней главе романа «Герой нашего времени». В «Фаталисте» Печорин рассуждает
о ненапрасной борьбе предков, веривших в судьбу В отличие от них нынешние люди
не имеют «ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного
наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми, или с
судьбою...». Вопрос о том, существует ли предопределение, хотя близок к
положительному разрешению, остается все-таки открытым, однако Печорин пока не
утратил душевных сил, готов бороться с судьбой, испытывая от этого «истинное
наслаждение» даже при скептическом отношении к надежде. «Желать и добиваться
чего-нибудь — понимаю, а кто ж надеется?» — еще по-приятельски говорит он в
«Княжне Мери» Грушницкому.
Два первых эпизода, героем которых является Вулич, как
будто бы свидетельствуют о том, что жизнь или смерть определяются предрасположением,
судьбой, фатумом. Так уж на роду человеку написано.
Но когда Печорин решил испытать судьбу, когда пленил
преступного убийцу, он готов прийти к заключению, что победили воля человека,
его рассудок и смелость. Этот вывод сомневающийся Печорин не формулирует. Но
заключение это вытекает из логики повести. Свобода от фатализма позволяет
человеку, в частности Печорину, постоянно действовать, проявлять риск и свою
волю. В этом ощущается просветленный финал романа. Если же предопределение
действительно существует, то сознание этого должно делать человека особенно
деятельным и отважным. Человек — единственный творец своей судьбы.
Роман завершается жизнеутверждающим призывом к воле
действию, решительности человеческого характера. И герой книги воспринимается
именно таким активным, исповедующим идею готовности к дальнейшим деяниям.
Упоминание о смерти героя не в конце, а в середине романа дало право автору
закончить про изведение мажорной интонацией.
2. Идея и
образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Стихотворение «Железная дорога» написано в 1864 году.
Шли первые годы реформ правления Александра II. После освобождения крестьян в 1861 году вопрос о
роли простого народа в жизни российского общества стал еще более актуальным,
чем был прежде. Эта важнейшая гражданская тема легла в основу лирической идеи
стихотворения. Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой явилось
событием, составившим его лирический сюжет.
Стихотворение представляет собой диалог-спор
лирического героя, выражающего позицию поэта, и генерала, отца мальчика Вани.
Проблема обозначена в прологе к стихотворению. Отец и сын едут в вагоне поезда,
и Ваня спрашивает: «Папаша! кто строил эту дорогу?» Отец отвечает: «Граф Петр
Андреевич Клейнмихель, душенька». Однако у всякого думающего человека этот
ответ вызывает недоумение: как мог граф Клейнмихель один построить железную
дорогу?
Стихотворение состоит из четырех частей.
Заключительная часть стихотворения представляет собой горестное повествование
об обманутых и одураченных простых строителях дороги. Главная мысль Некрасова
состоит в том, что властьимущне, богатые и сильные повинны в унижении и
страдании народа.
Изображая генерала, папашу Вани, ещё одного
представителя социальных верхов, поэт вступает с ним в спор. Правда, монолог
властного генерала, затянувшийся после взвизга свистка, 'и «смех этот дерзкий»
не удается прервать. Но вся логика поэмы служит им решительным возражением:
именно народ и его творцы создают дороги, храмы, арены, дворцы и термы.
3. Почему
выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».)
Софья — неординарная, неглупая, ценящая интересных
людей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) — и вдруг предпочитает
заурядного человека яркой личности, почему так произошла? Наверное, причин
несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин — в самой
Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик,
муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь
неравных в социальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого,
уехавшего внезапно и, по существу, бросившего его; в-четвертых, замкнутость ее
жизни предопределила ограниченность выбора.
Вторая причина— в Молчалине: он ласков,
предупредителен, нежен, отлично претворяется влюбленным.
Третья
причина — В Чацком: при всем своем блеске, при всей свое искренности и
незаурядности, он язвителен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения
оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не
избежит со временем подобной участи?