ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 22
Билет № 22
1. Тема
города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Город как совокупность главных мировоззренческих,
психологических, нравственных качеств его жителей часто изображается в русской
литературе.
Желая расширить сферу изображения российской жизни н показать
последнюю «со всех боков», Гоголь уже в черновике наметил такой план: «Идея
города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие
пределы, как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей
степени...» Этот план писатель прекрасно реализовал во второй части «Мертвых
душ», где две главы (VII и VIII) посвящены блистательному триумфу Чичикова в
городе, а две симметричные главы (IX и X) — его краху.
Сначала город встретил Павла Ивановича как настоящего
триумфатора, наделив его могучим и гипнотическим титулом «миллионщик». Городу
безразлично, кто именно является носителем его идеала — богатства, денег, душ,
— какими средствами оказалось всё это достижимо. Важно, что это факт, что это
отвечает самым сокровенным вожделениям горожан.
Но Гоголь сосредоточивает внимание не только на
венценосце, но и на самом городе N. Внешне он поражает своей безликостью и мертвенностью,
запущенностью жалкого городского сада, плохой мостовой, переполненностью
лазарета, отсутствием привлекательных и интересных лиц, более того — обилием
уродливых физиономий, похожих либо на «кувшинное рыло», либо на «самовар из
красной меди». Все чиновники связаны круговой порукой, духом семейственности: по
словам писателя, они все жили между собой в ладу, развлечениях (балах,
обедах), игре в карты с утра до вечера, обращались совершенно по-приятельски.
«Любезный друг Илья Ильич! <...> Словом, всё было очень семейственно!» С
этим свойством связано и такое начало, как отменное гостеприимство: «...вообще
они были народ добрый, полны гостеприимства, и человек, вкусивший с ними
хлеба-соли или просидевший вечер за вистом, уже становился чем-то близким».
Но за этими как будто симпатичными чертами скрываются
отвратительные качества, опять-таки свойственные всей корпорации чиновников.
Всех их отличает поразительное невежество. Они пребывают на крайне низкой
ступени образованности и просвещенности, и Гоголь пишет об их культуре с
нескрываемой иронией: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто
даже и совсем ничего не читал».
2. Эпизод
схватки с барсом и ого роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри».
В лесной чаще Мцыри встречает могучего барса и красиво
сражается с ним. Это, разумеется, отголосок грузинского эпоса «Витязь в
барсовой шкуре». Лермонтов вряд ли знал Шота Руставели. Но устное изложение
самого поэтического эпизода великой поэмы вполне могло дойти до него. Видимо,
это настолько захватило воображение поэта, что в его передаче одинаково прекрасными
кажутся и разъяренный барс, и отважный юноша. Но гибель одного из них
неизбежна. Юноша побеждает, но, израненный, он найден и возвращен в обитель.
Барс с его «взором кровавым», грызущий «сырую кость»,
в то же время мотает «ласково хвостом», а в бою Мцыри и барс взаимно уподобляются
(«Он застонал, как человек», «Я пламенел, визжал как он») « борются, «обнявшись
крепче двух друзей». Отдавая должное противнику, Мцыри даже говорит о себе в
третьем лице, становится на «точку зрения» барса: «Но с торжествующим врагом /
Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..» Для Мцыри этот
бой — момент наивысшего подъема сил и подъема духа, преодолевающего слабость
тела. Этим качеством Мцыри обладал изначально, болезнь парадоксальным образом сделала
его таким, каким он стал: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий
дух / Его отцов», «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, / Он знаком
пищу отвергал / И тихо, гордо умирала. Знаменательно, что о ребенке Лермонтов
говорит, как о взрослом: «Ребенка пленного он вез». Детей все-таки хотя и
берут, но не буквально в «плен». Спасение к мальчику пришло из стен монастыря.
Его не просто выходили. По сравнению с «пленом» у генерала, у русских военных
монастырь, сугубо мирна» обитель, где нет врагов, был свободой. Но по сравнению
с родиной он только тюрьма. Он дал Мцыри возможность жить, но все же снова «в
плену». И в таких противоестественных для него условиях молодой горец не
утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине.
3. Каковы
жизненные принципы Митрофана и отношение- к ним автора? (По комедии Д.М.
Фонвизина «Недоросль».)
Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер
которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую
мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к
матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает
в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны
только на первый взгляд. В.О. Ключевский относил М. к породе существ,
«родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой
«размножаемостью».
С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы
тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой
времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку
учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который
«малую толику арихметики маракует», грамматику — «образованный» семинарист
Кутейкин, уволенный от «всякого учения»,
Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где
ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук
люди живут и жили».
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не
учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей
приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет
деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Благодаря
герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным
обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.