ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 24
Билет № 24
1. Образ
Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Рожденный в дворянской семье, от матери-пигалицы и от
отца
— мрачного неудачника, Чичиков сохраняет от детства
одно воспоминание: «снегом занесенное окошко», одно ощущение: боль скрученной
отцовскими пальцами краюшки уха. Отправляя сына в город на учение, отец дает
сыну главный совет, запавший тому в душу: «копи Копейку»! И несколько
дополнительных советов: угождай старшим, не водись с товарищами. Вся школьная
жизнь Чичикова превращается в непрерывное накопление; да и вся последующая жизнь
— тоже. Словно оправдываясь перед читателем за то, что выбрал в герои
«подлеца», автор тем не менее отдает должное непреодолимой силе его характера.
Финальная притча о «бесполезных», никчемных русских людях — домашнем философе
Кифе Мокиевиче и о богатыре-припертне Мокие Кифовиче
— резко оттеняет образ Чичикова — хозяина и
приобретателя, в котором энергия все-таки целенаправленна. А самое главное
заключено в том, что автор то и дело словно «забывает» о ничтожестве Чичикова и
отдается во власть лирической стихии, превращая пыльную провинциальную дорогу
в символ общероссийского пути к «Храмине», а бричку косвенно уподобляя огненной
колеснице бессмертного пророка Илии.
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники,
это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и
бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это
не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей
художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют
у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич,
Нозд-рев и Коробочка не похожи друг на друга. Однако их объединяет пустота и
никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью
всего уклада помещичьей жизни России.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди.
Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным
положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается
тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми
душами»: подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о
помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность
помещиков-дворян показаны как явления одного порядка. 64
Чиновники губернского города, по словам Собакевича:
«Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица
чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком
«индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на
иных даже были бородавки»),
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество
сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ *
Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом.
Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую
душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и
в остром уме, и в плодах трудя умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь
создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и
заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не
знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с
душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она —
воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может
быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого
человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том,
что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».
Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада.
В жанровом отношении «Василий Теркин» — это свободное
повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое
охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы
поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий войны: «На привале», «Перед
боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др. Стержнем
поэмы является образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального
прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные
типические черты духовного облика и характера «обыкновенного» русского солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе...
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь,
сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости,
балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее
чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить
подвиг
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как
каждодневный и тяжкий ратный труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе
или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А
герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный.. Он идет — святой и грешный... Большие сокращения
сделаны Твардовским в главе «Поединок», в которой Теркин пошел в разведку за
линию фронта не один, а в паре с физически очень сильным, но необстрелянным и
неопытным бойцом Савчуком:
Ночь. Идут в разведку двое...
На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с
разведчиком немецким, возвращавшимся из-за линии фронта с нашей стороны.
Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был сбит с ног упитанным немцем, и
тогда в рукопашную с ним вступил Теркин, измотавший противника; очнувшийся
Савчук догнал уползавшего фашиста, вдохновляемый возможностью добыть от него
трофейную зажигалку, и «язык» таким образом (цель проведенной разведки) был
получен.
Вся эта довольно пространная часть главы была
вычеркнута Твардовским из первого отдельного издания, как уводившая от развития
главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Теркина, персонажем
поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало
замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой советского
солдата. Поэтому в окончательном тексте рукопашный бой с вражеским разведчиком
ведет один Теркин, Савчука же совсем нет в поэме.
3. Произошло
ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Финал романа открыт. И в этом принципиальная позиция
автора. Нам не дано предугадать, как сложатся судьбы героев. Роман Пушкина
«Евгений Онегин» непредсказуем. Не случайно Татьяна, поначалу затмившая
Онегина, в конце концов помогает ему «вернуть» утраченные права заглавного
персонажа.
Благодаря именно ей буквально за миг до финала
психологический портрет героя претерпевает еще одну существенную перемену.
Встреча с Татьяной заставляет что-то шевельнуться в глубине «Души холодной и
ленивой». Эпитет «туманный», который однажды уже был закреплен за поэтичным
Ленским, в начале восьмой главы как бы ненароком применен к Онегину
(«безмолвный и туманный»). И эта «переадресовка» эпитета вполне уместна.
Продолжая зависеть от «законов света» (его любовь к Татьяне тем сильнее, чем
слаще запретный плод и чем неприступней молодая княгиня), Онегин тем не менее
открывает в своей душе способность любить искренне и вдохновенно — «как дитя».
Письмо (которое он пишет по-русски, в отличие от Татьяны, писавшей
по-французски) — одновременно и светски-куртуазное, дерзко адресованное
замужней женщине, и предельно сердечное.
И когда, не получив ответа, Онегин в отчаянии
принимается читать без разбора, а затем пробует сочинять, — это не просто
повтор эпизодов его биографии, о которых читатель знает из первой главы. Тогда
(равно как в деревенском кабинете) он читал «по обязанности»
— то, что «на слуху», подражая духу времени. Теперь он
читает Руссо, Гиббона и других авторов, чтобы забыться в страдании. Причем
читает «духовными глазами»! Тогда он пробовал писать от скуки, теперь — от
страсти и как никогда близок к тому, чтобы действительно стать поэтом, подобно
Ленскому или даже самому Автору.
Онегину суждено пережить одно из самых горьких
потрясений своей жизни — окончательный и бесповоротный отказ Татьяны, которая
преподает тайно любимому ею Евгению нравственный урок верности и
самоотверженной силы страдания. Этот отказ перечеркивает все надежды Онегина на
счастье (хотя бы и беззаконное!), но производит в нем такой переворот чувств и
мыслей, который едва ли не важнее счастья, едва ли не дороже его... Вторая
кульминация служит окончательной развязкой — сюжетной линии и романа в целом.
И в этот миг высшего сюжетного напряжения Автор
«покидает» героев; роман о любви, счастье и страдании завершен.