ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 3
Билет № 3
1. Тема
маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
«Маленький человек» — обозначение героя занимающего
одно из низших мест в социальной иерархии. Основные черты личности «маленького
человека»: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвленная
гордость.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из
первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Главным
героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием
рассказывает о судьбе бедной девушки.
Чрезвычайно существенным было для
писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает
Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская
девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской
литературе открыл «живую душу» в «маленьком человеке», в представительнице
низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго
стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской
литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям и бедам, защита
слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников
слова.
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в
русском обществе. Гуманные чувства, умение: сочувствовать и быть чувствительным
оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской
тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной
жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной
личности.
2. «Письмо
Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».
Письмо — один из двух открытых монологов героини.
Письмо Татьяны пронизано тем же громадным чувством, о котором уже рассказывал
нам Пушкин, и выражено теми же книжными словами, которые уже показал нам поэт:
«несчастна» доля», «души неопытной волненья», «то в вышнем суждено совете»,
«до гроба ты хранитель мой», «ты в сновиденьях мне являлся», «кто ты, мой ангел
ли хранитель или товарный искуситель»... Более того, в письме есть места, прямо
заимствованные из любимых книг Татьяны: недаром она бродила по лесам,
«воображаясь героиней своих возлюбленных творцов», и «в забвенье» шептала
«наизусть письмо для милого героя».
Но Пушкин сумел показать, как за книжными словами
живет настоящее; чувство. Татьяна прекрасно понимает, что поступок ее неприличен
с точки зрения привычной морали окружающих людей.
Обращаясь к Онегину, Татьяна переходит на «ты». Это не
обмолвка, но полное доверие к избраннику, признание и клятва, интимная, но не
боящаяся огласки: «я — твоя!».
Дальнейший ход романа разрушит надежды Татьяны, но не
в малейшей степени не затронет цельности и ясности ее души.
3. Почему
мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует,
превращаясь в животное. Помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки,
совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С
исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский
дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ
— созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.
С исчезновением мужика наступают всяческие лишения,
после которых российский дворянин превращается в дикого зверя: «...вцепится в
свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со
шкурой, и съест». Прекратился подвоз продуктов из имения («У нас на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»), некому платить подати. Даже
защитить помещика от медведя некому. Это свидетельствует об убежденности
сатирика в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных
ценностей, он — опора государства, его поилец и кормилец.
Однако
изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за
долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел,
живущих бессознательной стадной жизнью. «...Подняли мякинный вихрь, и рой
мужиков вымело прочь из поместья».