ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 4
Билет № 4
1. Тематика
и образы романтической поэзии В.А. Жуковского.
Романтизм был преобладающим художественным методом Жуковского.
«Родитель на Руси романтизма» — так называл себя сам поэт.
Каковы основные особенности его творчества?
Действительности противопоставляется идеальный мир, который заключен, прежде
всего, в прошлом. Оно благостно в сравнительно недавнем «вчера», но ещё
прекраснее и увлекательнее в давнем, в тумане веков, в мире средневековья с
его рыцарством и отчасти античности («для сердца прошедшее вечно»). Чудесен и
тот мир, который удален в пространственном отношении, жизнь краев
экзотических, быт и легенды Востока. Пленительно и содержание народного
творчества, легенд и преданий, сказаний и сказок. Они занимают в творчестве
Жуковского важное и достойное место. Фольклорные мотивы оживают и в лирике
поэта.
Но есть ещё одно прибежище для неудовлетворенных
окружающим. Это внутренний мир человека, сфера его сердечных чувств, его душа.
Поэт глубоко проникает в душевную организацию изображаемого человека.
Своеобразие романтизма Жуковского заключается в
философской созерцательности, меланхоличности, в устремленности к сфере
духовной жизни, где поэт находит и прекрасное, и возвышенное, и бесконечное.
Элегия «Невыразимое» отличается тонкостью наблюдений и
мудрой философичностью. Поэт размышляет о первенстве жизни и вторичности
искусства, о значимости субъективного начала в творчестве, о передаче в нём
нюансов и оттенков настроений, о способности выражать невыразимое.
Стихотворение славит гармонию природы, согласовавшей «разновидное с
единством», и одновременно мощь сознания, соединяющего прошлое и настоящее,
далёкое и близкое, реальное и идеальное («сходящую святыню с вышины»),
сознания, заключающего «в единый вздох» всё необъятное. И сама эта элегия
написана поэтом так, что она сумела выразить в слове то, что, казалось бы,
относится к миру невыразимого. Для этого автор шедевра блистательно соединил
слова конкретные и абстрактные, построил свой «отрывок» на сложных периодах,
анафорах и эпифорах (родственных окончаниях), зримых картинах и рассуждениях о
них.
2. Смешное и
грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Очень часто в раннем творчестве Чехов комически
обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. В 80-е
годы ХЇХ века «маленький человек» превратился в мелкого
человека, утратил свойственные ему гуманные качества,
В «Смерти чиновника» «маленький человек» Иван
Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего
впереди генерала Бризжалова. Это событие Червяков переживает, как «потрясение
основ». Рассказ заканчивается трагически, однако «жертва» не вызывает
сочувствия. Умирает не человек, а некое казенное существо. Потому и умирает
он, «не снимая вицмундира».
Классическая русская литература всегда жалела слабых и
униженных. Для Чехова же те, кто добровольно становится рабом, так же смешны и
ничтожны, как сильные мира сего. Чиновник, герой чеховского рассказа, сам отвык
видеть в себе человека и сам старательно поддерживает при-. вычный для него
порядок жизни.
«Смеясь над порядком, с тупой механической силой
разъединяющим людей на разряды, ставящим одних в полурабскую зависимость от
других... Чехов с грустью напоминает о забытом человеческом достоинстве» (3.
Паперный).
3. Как можно
объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».)
В Предисловии к «Журналу Печорина» читаем: «История
души человеческой...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
особенно когда она следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она
писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Печорин страдает от преждевременного охлаждения души,
от скуки, от того, что все заранее известно и предусмотрено судьбой. И при этом
— не может, не хочет отказаться от того минутного подъема душевных сил,
которое дарит влюбленность. Не удовлетворяясь любовной юрой, Печорин все время
ведет игру с жизнью и смертью. Он бесстрашно идет с «Ундиной» на ветхом ялике в
открытое море, стреляется с Грушницким, хладнокровно захватывает пьяного
казака, только что зарубившего Вулича. Пожертвовать жизнью для него проще, чем
пожертвовать своей свободой ради чужого счастья. Более того, не находя выхода
из мучающих его противоречий, он бессознательно ищет смерти, словно надеясь,
что она освободит его от безысходного, беспредельного страдания...
Печорин — герой, по существу, обреченный. Он не может
жить в «скучной» России, стремится на «яркий» Восток (видимо, в надежде
приобрести новые впечатления). Но убежать от себя самого, от своего
всесжигающего, всеразъедающего индивидуализма он не может.
Его главная черта — скептический аналитизм, постоянно
приводящий к разочарованию духовными ценностями. Первая среди них — любовь. То
же самое происходит с понятием «дружбы». Лермонтов приводит своего героя,
отказавшегося судить себя, к полному поражению. Печорин постоянно ощущает свою
нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая
часть души «высохла, испарилась, умерла».
Именно скептицизм, отсутствие нравственных ориентиров,
сомнение в ценности собственной личности приводят к тому, что, тщательно ведя
дневник, Печорин оказывается равнодушен к его судьбе.