ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 5
Билет № 5
1.
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
Действие «Недоросля» разворачивается в типичной для
русской провинции помещичьей усадьбе Простаковых-Скотининых. О «диких нравах»
русского поместного дворянства мы можем судить по первой сцене пьесы — примерке
нового кафтана, сшитого крепостным слугой Тришкой недорослю Митрофану. В
«Недоросле» воплотилось иное, чем в классицизме, понимание комического. Это не
«издевка», цель которой — «править нрав», насмешка над абстрактным носителем порока.
Это гневный смех, поражающий и сам порок, и общественные условия, которые его
порождают.
Фонвизин изображает пороки современного ему общества;
хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами,
«случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Госпожа Простакова — центральная героиня пьесы. Она
управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына
Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Ее власти ничто не
противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм
поведения; «Разве я не властна в своих людях», Но этот образ стоит на грани
комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия»
по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над
крепостными, отвергнута сыном: «— Один ты остался у меня.
— Да отвяжись...
— Нет у меня сына...» — становится жалкой и униженной.
Основным средством создания характера Простаковой
является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от
адресата и ситуации. К слугам: «собачья дочь», «бестия», «канальи», «воры». К
Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей:
«рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе
прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч
не сечет. Мой грех!»
Основной прием создания сатирических персонажей в
пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил
«фее с лошатками».
Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих
поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был
создан Богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).
2. Портрет
Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени».
(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Композиционный центр «Максима Максимыча» — портрет
Печорина. Здесь впервые появляется психологический портрет героя: подчеркивается
соответствие внешнего и внутреннего мира Печорина, во внешних противоречиях
второй рассказчик, более прозорливый, чем Максим Максимыч, видит отражение
внутренних противоречий:
«...стройный,
тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное
переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. Его походка была
небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак
некоторой скрытности характера... Когда он опустился на скамью, то прямой стан
его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение
всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость... В его улыбке было
что-то детское... [но глаза] не смеялись, когда он смеялся…»
Портрет позволяет отчасти проникнуть в характер
Печорина. Особое внимание уделяет' рассказчик печоринскому взгляду: «Из-за
полуопущенных ресниц они [глаза] сияли каким-то фосфорическим блеском... то не
было выражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный
блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его
— непродолжительный, но проницательный и тяжелый,
оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться
дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Портрет Печорина, приведенный в главе «Максим
Максимыч» строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки,
затем
— признаки, характеризующие внутреннюю сущность
персонажа. Однако важен не столько наивный психологизм этого портрета,
сколько открытие с его помощью двойственности личности
Печорина. Вместе с «путешествующим офицером» мы неожиданно обнаруживаем в одной
и той же личности сосуществование по крайней мере «двух Печориных». Эта
двойственность духовного облика концентрируется в выразительной портретной
детали: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Впоследствии Печорин точно
прокомментирует «раздвоение» собственной личности в разговоре с доктором
Вернером: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим
любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле
этого слова, другой мыслит и судит его...»
3. Почему
после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко
изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит
из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с
солдатом. Вторая сцена имеет особое значений для понимания смысла произведения,
именно она дала название рассказу — «После бала».
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие
полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но
значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым,
милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец,
который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить, любимую дочь.
Однако, «воинский начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «все
надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и,
если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося
солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и
после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо
продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно,
верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Именно эта искренность полковника в разных жизненных
ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто
искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает
что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и
то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в
этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и
признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я
не знал «.
Толстой разоблачает объективные социальные условия,
искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над
проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности
за жизнь общества отличается Иван Васильевич.