ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 6
Билет № 6
1. Образ
Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Иван Александрович Гончаров в статье «Мильон терзаний»
писал «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его
кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно
честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или,
как рекомендует его горничная Лиза, он чувствителен, и весел, и остер»...
Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех
Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице
разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и
политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном
кругу.
Всеми ими управляет одно: при различных мотивах. У
кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или славолюбие
— но всем им достается в удел свой «мильон терзаний», и никакая высота
положения не спасает от него».
Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно
мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому
обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к
дочери Фамусова Софье.
Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то
же, чтс и между Софьей и Молчалиным: от любит не ту Софью, которую увидел в день
приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического
конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить,
почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое
биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком
прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что
любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью,
вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у
него «ум с сердцем не в ладу».
Психологический конфликт переходит в конфликт
общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным
приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды,
прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Общество оскорблено и,
защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим, Чацкий-сумасшедший обществу не
страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть
чувству уголок».
И.А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством
силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от
иллюзий.
2.
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и
идейный смысл.
Текст повествует о трагическом событии в жизни
крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Помещица тоге
самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон. Она застала
ее дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем
правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и
глотала ложку за ложкой.
Чем различны во взглядах на жизнь барыня и крестьянка?
Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной
жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует
полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает.
Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней,
но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей.
Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках
и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но
посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью.
Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает
его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой.
Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни
была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает
свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках.
Спаситель сказал своим апостолам: «Вы — соль земли». В данном тексте слово соль
несет в себе и этот, сокровенный смысл.
3. За что
автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».)
Образ Эраста поражает своей психологической
сложностью. Это не коварный соблазнитель неопытной в любви девушки, а человек с
изрядным разумом и добрым сердцем, «добрым от природы, но слабым и ветреным»,
Он избалован праздной жизнью и не привык думать о последствиях своих
поступков. Его чувства были воспитаны сентиментальными романами и идиллиями, «в
которых, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались
в чистых источниках, целовались, как орлицы, отдыхали под розами и миртами и в
счастливой праздности все дни свои провождали».
Эраст не раз влюблялся, однако быстро разочаровывался
в избранницах, не походивших на книжных героинь. Встретив Лизу, девушку из
другой социальной среды, чистую и открытую в своих чувствах, как ребенок, Эраст
полагал, что нашел то, «что сердце его давно искало».
Важно, что охлаждение чувств к Лизе у Эраста наступило
до того, как он отправился на войну, где вместо того, чтобы сражаться с
неприятелем, проиграл в карты почти все свое состояние и был вынужден жениться
на богатой вдове. Лизе он «посвятил искренний вздох» и дал за любовь сто
рублей, чем унизил девушку. Карамзину важно не осудить, а понять своего героя,
полому он далек от односложного изображения Эраста, который «до конца жизни
своей несчастлив» и достоин сочувствия, как и Лиза. Узнав о гибели девушки,
«он не мог утешиться и почитал себя убийцею».