ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 7
Билет № 7
1. Образ
Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова происходит от лат.
fama — молва, слух, общественное мнение. Образ Фамусова
дается Грибоедовым в двойном освещении. С одной стороны, развитие действия все
время ставит героя в комически нелепое положение: он никак не может проследить
интриги молодежи. Фамусову так и не удается поймать нить интриги, но его место
в сюжете этим, конечно, не определяется.
С другой стороны Фамусов — теоретик «московского»
образа жизни, воплощение той Москвы, которую с тех пор зовут фамусовской.
Убеждения Фамусова непоколебимы, ибо проверены поколениями.
Фамусов — своеобразный поэт московского застоя.
Наиболее патетичный из его монологов восхваляет московские нравы, неизменные
век от века. Здесь по отцу «и сыну честь», тут у кого «душ тысячки две родовых,
// Тот и жених»; московских дам можно сей час отправить «командовать в Сенат»,
московские дочки «так и льнут к военным», — «А потому, что патриотки». Особый
восторг Фамусова вызывают старички, которые «поспорят, пошумят... и
разойдутся». Знаменитый календарь Фамусова, записи в котором он проглядывает в
1-м явлении 2-го действия, не просто деталь его быта, но свод правил
московского миропорядка, основанного не на делах, а на связях. Соответственно
бал в фамусовском доме, во время которого Чацкий будет объявлен сумасшедшим, —
это маленькая «модель» Москвы.
Как положено человеку «века минувшего», он страшится
новых веяний. Естественно, он порицает французские моды и лавки Кузнецкого моста.
Главный враг для Фамусова — ученье. Неосуществимая мечта: «забрать все книги бы
да сжечь».
Как все центральные персонажи комедии, Фамусов имеет
своих «двойников». Идеальный «прообраз» Фамусова — покойный дядя, Максим
Петрович. А сюжетная тень — Молчалия, впитывающий московские традиции, живущий
по московским правилам.
2.
Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа
на елке».
«Мальчик у Христа на елке» считается классическим
петербургским рождественским рассказом. При создании его Ф.М. Достоевский
опирался на сюжет баллады немецкого поэта-романтика Ф. Рюккертз (1788-1866)
«Елка сироты». Этот сюжет — ребенок, замерзающий в рождественскую ночь на улице
и попадающий после смерти на «Христову елку», — в дальнейшем стал необыкновенно
популярен. В этом рассказе читатель оказывается свидетелем самого творческого
процесса: когда из одной маленькой реальной подробности—случайно встреченный
ребенок на петербургской улице — фантазия писателя создает целостную живую
картину, реальную и фантастическую одновременно. «Я люблю, бродя по улицам,
присматриваться к иным совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и
угадывать, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту
интересует».
Часто начинали ему вдруг мерещиться некие образы,
события, стечения обстоятельств. « ... Мне все мерещится, что это где-то и
когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в
каком-то огромном городе и в ужасный мороз. Мерещится, был в подвале мальчик,
но еще маленький, лет шести и даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром
и холодном подвале. Одет он был...» Воображение уже невозможно остановить, и
оно рождает рассказ, который помещен в январском выпуске «Дневника писателя»
за 1876 год. М.М. Дунаев в своем труде «Православие и русская литература»
пишет, что «так представить себе жизнь случайно встреченного ребенка может лишь
тот, кто не напоказ несет в себе любовь к ближнему своему».
Достоевский писал, что в праздник Рождества особое
внимание уделялось детям, ведь он установлен в память рождения Божественного
Младенца. Младенец Иисус, рожденный в пещере и положенный в кормушку для скота,
воспринимался как защитник всех обездоленных, бедняков и, в первую очередь,
детей.
3. В чем
прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный
смотритель».)
Пушкин связывает скромную историю Самсона Вырина,
несчастного чиновника 14-го (последнего по табели о рангах) разряда, с философским
смыслом всего цикла. Ведь и у станционного смотрителя есть своя схема
восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами»,
которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители».
На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин
смотрит сквозь призму этих картинок. Бегство Дуни для него равнозначно уходу
неблагодарного юноши из родительского дома («уж я ли не любил моей Дуни?»).
Значит, ее жизнь в столице должна соответствовать сцене «развратно! о
поведения» юноши, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами». При
этом Вырин словно бы и не замечает, что гусар Минский оказался для его дочери
отнюдь не «ложным» другом, что она богата, свободна и имеет даже некую власть
над любовником, что в реальной жизни все складывается иным образом, нежели
предусмотрено выринским «сценарием». Совсем не безмятежно, однако и не
плачевно. Реальности Самсон не то чтобы не видит; просто она для него менее
реальна, чем жизненная схема мещанской идиллии.
Вырин полагает, что после полной жизненной катастрофы
дочери наступит черед четвертой картинки — состоится покаянное возвращение
«блудной дочери». И, как бы предчувствуя, что не дождется этого, Самсон желает
смерти любимой Дуне..
Рассказчик, близкий к автору, стремится пробудить в
читателе сочувствие к этому несчастному «почтовой станции диктатору», которого
каждый может обидеть.