ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 8
Билет № 8
1. Тема
«дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.
Тема «дружества» проходит через всю лирику Александра
Сергеевича Пушкина, Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой
стороне человеческих отношений. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о
лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе» (1814) и
завершает стихотворение: «Была пора, наш праздник молодой...» (1836); послания
друзьям («К Чаадаеву», «К Языкову», «Дельвигу», «И. И. Пущину» и т.д.).
Послание «К Чаадаеву» — свободолюбивое политическое
стихотворение, близкое по своему идейному содержанию к идеалам декабристов.
Стихотворение «К Чаадаеву» распадается на«три части: первые четыре стиха; от
стиха «Но в нас горит еще желанье...» до «Минул.? верного свиданья...» и от
«Пока свободою горим...» до конца. При переходе от части к части настроение
меняется. Идея Пушкина динамично развивается от стиха к стиху.
Первая часть выдержана в стиле и интонации печальной
элегии, создаст образ разочарованного, утратившего иллюзии человека. В элегии
в центре стоит «я», в послании — «мы». Смысл этой антитезы раскроется в
дальнейшем анализе.
Вторая часть начинается с резкого смыслового и
интонационного контраста. Не случайно он открывается противительным союзом
«но». В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и
силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с
«преждевременной старостью души». Элегия превращается в мажорное лирическое
стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит
вторую часть на развернутой метафоре — сопоставлении жажды свободы и страстей
любви. Политическая лирика становится интимной по интонациям, избавляясь от
декламационного холода торжественной поэзии.
Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву,
прямой призыв к борьбе. Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную
в бою («На обломках самовластья напишут наши имена»).
Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь,
надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь,
надежду и бурную славу. Индивидуализму романтической элегии противопоставлено
чувство героического братства.
2. Монолог
Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!»
как средство характеристики героини.
Мастерство автора пьесы позволяет передать не только
характеры, но и внутренний мир героев, их душевное состояние. Как много мы
можем сказать о Липочке уже после первого же ее монолога! С первых же ее фраз
мы можем судить о том, насколько примитивно ее сознание, пуста ее душа. Перед
нами предстает весьма поверхностный, безнравственный, эгоистичный человек.
Липочка судит о людях исключительно по их внешнему виду. Какое восхищение
вызывают у нее «и усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками».
Ее гораздо больше привлекают нарядные, бездушные куклы, чем настоящие люди. Да
и сама она такая же кукла, у которой нет ни чувств, ни мыслей.
А с каким восхищением Липочка рассказывает Устинье
Наумовне о своих нарядах. Автор сумел передать это настолько ярко, живо, что
читатель, как наяву, может представить себе Липочкины туалеты: «...подвенечное
блондовое на атласном чехле да три бархатных это будет четыре; два газовых да
креповое, шитое золотом, это семь; три атласных да три грогроновых это
тринадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых...». Эти
слова звучат для главной героини, как музыка, как магическое заклинание. Для
нее нет ничего приятнее этих слов.
3. Что значит
«жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Мцыри — это человек, готовящийся стать монахом,
послушник, который не по своей воле заточен в монастырских стенах. Юноша —
прирожденный воин, душа горячая и вольнолюбивая. Ему чужда созерцательная жизнь
монастыря. Он совершаем отчаянный побег, как будто из тюрьмы; долго блуждает,
едва не погибнув. Наконец в лесной чаше встречает могучего барса и красиво
сражается с ним. Но гибель одного из них неизбежна. Юноша побеждает, но,
израненный, он найден и возвращен в обитель. Он исповедуется старику-монаху и
умирает, своей смертью выражая мечту о свободе, оставшуюся для него
неосуществленной.
В своей исповеди он заново и будто бы синхронно «проживает»
дни свободы, «удваивает» в воспоминании свою жизнь и благодарен старому монаху
за возможность «словами облегчить... грудь». Он хотел бы оставит и след на
земле, сожалеет, что исповедь не привлечет больше ничьего внимания к его имени.
Три дня свободы и ежечасной борьбы юноша противопоставляет всему прошедшему
своему бытию: