ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС) С ОТВЕТАМИ. БИЛЕТ 9
Билет № 9
1. Тема
любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.
Любовь в лирике Пушкина — это высокое чувство,
раскрывающее способность лирического героя подняться над мелким и случайным.
Тема любви отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило..» (1820), «Я
пережил свои желанья..,» (1821), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К***»
(«Я помню чудное мгновенье...», 1825), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»
(1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) и др.
Высокое благородство, искренность и чистота любовного
переживания с гениальной простотой и глубиной переданы в стихотворении «Я вас
любил...» (1829).
Стихотворение построено на простом и вечно новом
признании: «Я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом
контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и
драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради
счастья любимой женщины. Загадочность этих стихов — в их полной безыскусности,
обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине
эмоционального содержания. Поражает бескорыстие любовного чувства, искреннее
желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой, счастливой любви
для нее.
Практически все слова употреблены поэтом в своем
прямом значении, единственное исключение — глагол «угасла» по отношению к
любви, и то эта метафоричность не выглядит каким-то выразительным приемом.
Огромную роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил», а
также параллели и повторы однократных конструкций: безмолвно — безнадежно, то
робостью — то ревностью, так искренно — так нежно.
Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую
наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной
пушкинской находкой — исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием:
...Как дай вам Бог любимой быть другим.
2. Образ
«ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»
(часть II «Топтыгин 2-ой»).
Сказка «Медведь на воеводстве» (1884) содержит в себе
сатиру на административные принципы самодержавно-бюрократической власти.
Прием уподобления
человека медведю Щедрин использовал в рассказе «Деревенская тишь» (1863),
герой которого во сне представляет себя медведем и испытывает удовлетворение,
ощутив свое физическое превосходство над раздражавшим его слугой Ванькой.
Деятельность Топтыгина I, направленная на усмирение
«внутренних врагов», осуществлялась под знаменем «кровопролитнее». Тупое
стремление истребить все на своем пути, чтобы «попасть на скрижали Истории», не
просто осуждается Щедриным. Он показывает не только жестокость и бессмысленность
действий Топтыгина I, но и противоестественность его существования. Все живое
в лесу ополчается против медведя из-за съеденного чижика. Ирония из средства
иносказания превращается в композиционный прием. Противопоставление произносимого
(написанного) и подразумеваемого создает в I части сказки эффект двуплановости
повествования.
Но ирония автора состоит в том, что звери осуждают
Топтыгина не за убийство чижика, а за неумение организовать «кровопролитие»,
которого «добрые люди... от него ждали».
Топтыгин II идет другим путем. Понимая важность
первого шага, он долго выбирал сферу приложения сил. Однако и ему не повезло —
лопал на рогатину.
Топтыгин III, приняв во внимание печальный опыт
предшественников, искал наиболее безопасный род деятельности, пока не постиг
наконец «теорию неблагополучного благополучия». Результатом стала тактика
бездействия, которая предполагала проявление жизненной активности лишь при
необходимости «получения присвоенного содержания» и еды.
Изображая разные типы правителей, Щедрин показывает,
что в лесу при них ничего не менялось: «И днем и ночью он гремел миллионами
голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный
клик». Тем самым писатель подчеркивает, что дело не только в личных качествах
представителя власти, но в большей мере в самом устройстве
самодержавно-бюрократической системы.
3. Почему
Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
обратиться к особенностям характеров Печорина и Максима Максимыча. Максим
Максимыч — рядовой, закоренелый служака, истовый исполнитель служебных
обязанностей, хороший собеседник в дороге. У него нет ни семьи, ни родных. От
однообразия бивуачной жизни он стал глух к некоторым человеческим нотам.
Например, горцы для него все — разбойники, правда, при этом — молодцы. Зато он
знает местные языки и обычаи. Судьба черкешенки Бэлы заполнила огромную
пустоту в его душе. О Печорине, несмотря ни на что, он не может вспоминать без
волнения. Последняя встреча с этим славным, но странным малым, как он называет
Печорина, видимо, становится в его памяти незаживающей раной. Но это для него
словно указание, что возвращаться ему некуда. Кавказ — его родина, в России о
нем будет помнить один офицер, тот самый, что ехал на перекладных из Тифлиса.
Максим Максимыч как самостоятельный тип, тип «простого
человека», противопоставлен Печорину как рефлексирующей, раздвоенной личности.
Герой времени, по Лермонтову, все же Печорин, а не
Максим Максимыч, так как Печорин относится к действительности критически,
конфликтует с обществом. У Максима Максимыча, напротив, нет этого конфликта —
он опора общества, именно в нем Николай I хотел видеть «героя времени».
Однако Максим
Максимыч привязан к Печорину, глубоко переживает его холодность при
неожиданной встрече. Искренность и непосредственность Максима Максимыча
оттеняют по контрасту вежливое безразличие Печорина. Но в то же время очевидно,
что Максиму Максимычу, живущему обыденными житейскими заботами, совершенно не
понятен мир Печорина, и это если не оправдывает, то как-то объясняет нежелание
Печорина отобедать с ним и рассказать ему о своей жизни в Петербурге.