Пунктуация – это раздел, изучающий правила
постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень
важным средством оформления письменной речи.
Пунктуация как элемент письменной речи
является своеобразным средством общения между людьми, причем между людьми как
пишущими, так и читающими. В связи с этим в ней можно выделить две стороны: то,
что имеет отношение к пишущему, и то, что имеет отношение к читающему. Таким
образом, пунктуация – это средство выражения определенных значений и оттенков
пишущего, которые вкладываются им в письменное высказывание. В свою очередь
читающий, когда видит пунктуационные знаки в написанном тексте, воспринимает те
значения, которые они выражают.
В соответствии с этим следует сделать
вывод, что и значения, и оттенки, которые выражаются знаками препинания, не
должны быть разными для пишущего и читающего. В соответствии с этим значение
знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей.
Нередко многие люди ставят знаки
препинания, не обращая внимания на их общепринятое употребление. В связи с этим
происходит отступление от основных правил пунктуации. В этом нет ничего
страшного, если неправильно поставленные знаки препинания не затрудняют
понимание текста. Непосредственный контакт между читателем и пишущим
устанавливается таким образом только в том случае, если соблюдаются
общепринятые пунктуационные нормы.
Русская пунктуация отражает и интонацию:
точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы, вопросительный и
восклицательный знаки, интонационное тире. Например, обращение можно выделить
запятой, но повышенная эмоциональность (и поэтому особая интонация) диктует
другой знак – восклицательный:
– Это я, маменька, – сказал он.
– Ну, Бог милостив, маменька! – продолжал
Иудушка (М. Салтыков-Щедрин).
Выбор знака может целиком зависеть от
интонации: Пройдет дождь, пойдем в лес. – Пройдет дождь – пойдем в лес. В
первом примере простое перечисление, во втором – интонация обусловленности
(Когда пройдет дождь, пойдем в лес). Но следует помнить, что интонационный
принцип действует в русской пунктуации как второстепенный и нередко нарушается
в пользу структурного: Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм,
начинает пастись (В. Арсеньев). Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв
высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин). В обоих случаях запятая
стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей (придаточного
предложения и деепричастного оборота), но паузы после союза нет. Таким образом,
нарушается интонационный принцип в пользу структурного. И вообще интонационный
принцип редко действует в чистом виде. Обычно он сочетается со смысловым и
структурным членением предложения.
Таким образом, пунктуация тесным образом
связана с интонацией. В русском языке существуют разные интонации. Во-первых,
интонация может выступать как средством передачи смысловых оттенков, так и
показателем эмоционального качества речи.
Для письменных жанров степень значимости
продуманного и последовательного написания знаков препинания будет различной.
Так, например, в деловых документах (отчетах, докладах, заявлениях, программах
и т.п.) синтаксическая структура несложная, поэтому пишущему не приходится
путаться в тонких оттенках смысла. Совсем по-другому обстоит дело с
художественной речью, в особенности с прозаической. Так как ее основная задача
– раскрытие смысла важнейших общественных явлений, душевных переживаний,
человеческих взаимоотношений, поэтому художественная речь использует все
возможные приемы, которыми располагает русский язык.
Знаки препинания по выполняемым функциям
делятся на две группы:
· отделяющие;
· выделяющие.
Отделяющие знаки препинания используются
для отделения одних частей текста от других, предшествовавшего предложения от
непосредственно за ним следующего, одного однородного члена от другого и т.д.
Сюда же относятся те знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
Таким образом, к отделяющим знакам препинания относятся точка, восклицательный
знак, вопросительный знак, запятая, двоеточие, тире, многоточие, точка с
запятой. Однако иногда отделяющие функции могут выполнять роль выделяющих.
Знаки препинания, принадлежащие ко второй
группе, необходимы для обозначения синтаксических конструкций, вставляющихся в
предложение как дополнение, уточнение, пояснение, раскрытие содержания
предложения или его членов. Выделяющие знаки препинания могут служить и для
обозначения синтаксических конструкций, содержащих название предмета или лица,
к которому обращена речь. Такие предложения, несмотря на сложность конструкции,
структурно цельны, т. е. не могут дробиться на отдельные предложения. |