В зависимости от содержания высказывания
наша речь делится на три типа:
· описание;
· повествование;
· рассуждение.
В описании говорится об одновременных
признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о
причинах свойств и явлений.
Описание: На черной воде плавала громадная
птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как
будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.
Повествование: Пеликан поспешно вылез на
берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул
им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и
притоптывать лапой.
Рассуждение: Пеликаны не могут нырять. Это
связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков (по К.
Паустовскому).
Описание может быть использовано в любом
стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной,
а в художественном – акцент делается только на самые яркие детали. Поэтому и
языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном. В первом
встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия,
очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Особенность повествования заключается в
том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Сообщение о
сменяющихся событиях и есть «новое» в предложениях такого текста. «Данным»
является лицо, совершающее действие. В повествовании часто используются глаголы
в форме прошедшего времени совершенного вида. Но чтобы придать тексту
выразительность, одновременно с этими формами употребляются и другие.
В любом рассуждении имеются две части. В
первой содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй
части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. В
рассуждении часто бывает и третья часть – вывод. Тезис и обоснование обычно
связываются союзами потому что, так как. Вывод присоединяется словами поэтому,
таким образом, следовательно. Полное рассуждение, части которого связаны
союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и
художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются. |