Стили
– это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и
основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой
особый раздел, как стилистика.
Выделяется
пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право,
политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение,
сообщение, воздействие.
В
зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие
разновидности стилей:
·
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
·
научный (сфера науки, функция сообщения);
·
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
·
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
·
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).
Характеристика
стилей речи
Разговорный
стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас
людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем
часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять
вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно
– в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют
предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач,
безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного
стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены
предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.
Научный
стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них
содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области
лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной
лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.).
Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная
речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.
Официально-деловой
стиль обслуживает широкую область юридических, административных,
дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение.
Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций,
уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их
неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний,
закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ,
протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся.
Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением
необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и
т. п.).
Публицистический
стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические
темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая
статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В
произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение,
информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых –
открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего
или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую
занимает и отстаивает автор.
В
лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов
общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир,
передовые идеи.
Художественный
стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать картину,
изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания
художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью. К
характерным языковым средствам стилям относятся слова с конкретным значением,
слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со
значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения,
сопоставления; глаголы совершенно вида с приставкой за-, обозначающие начало
действия, переносное употребление форм времени и наклонений (В эту-то Дуняшу и
влюбись Аким!), эмоционально-окрашенные предложения: Вдруг в стоячем воздухе
что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по
степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге
спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому,
стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце
(А. Чехов).
Язык
художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение
общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник
слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств для
создания наиболее убедительных, запоминающихся образов, для эстетического
воздействия на читателя. Поэтому язык художественной литературы способен
включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.
Чтобы
создать у читателя представление об эпохе, месте действия, быте, писатель
использует в повествовании устаревшие слова (историзмы, архаизмы), слова
местных говоров.
В
стилистике существует такое понятие, как стилистические ресурсы языка. К ним
относятся стилистически окрашенная лексика (украсть – нейтр., похитить –
книжн., стащить – разг.); стилистически окрашенные морфемы (мужичье, офицерье,
шоферня, солдатня – разг., попризадуматься, насобирать – разг., возрадоваться,
возлюбить – книжн.); стилистические возможности частей речи (пять килограммов
апельсинов – пять килограмм апельсин – разг., в отпуске – книжн., в отпуску –
разг., на диван-кровати – разг., на диване-кровати – книжн.); стилистические
средства в синтаксисе (вследствие засухи урожай был низкий (книжн.) – из-за
засухи…(нейтр.); задание, выполненное учащимися (книжн.) – задание, которое
выполнили учащиеся (нейтр.)). |