Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют
одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и
длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому
языку свойственно силовое ударение.
Ударение – это тот музыкальный тон, на
который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все
слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение.
Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его
особенностями.
Первая состоит в том, что ударение в
русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в
большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний
слог), в польском (ударение – на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском
(ударение – на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может
быть на любом слоге слова.
Второй особенностью русского ударения
является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от
формы слова. Например, глагол пон`ять в неопределенной форме имеет ударение на
втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый
слог – п`онял, а в женском роде – на последний – понял`а.
Большие группы слов, меняющих ударения в
зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить,
дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к
тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода
прошедшего времени – с ударением на окончании.
Подвижность русского ударения приводит к
необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть
внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это
трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит
по-новому.
Эти два свойства русского ударения
учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов
и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой
стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом
стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий,
дактиль, анапест.
Третьей особенностью русского ударения
является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он
развивается, улучшается, изменяется.
Любое высказывание произносится с какой-либо
интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических
компонентов:
· основного тона голоса (чем чаще колебания
голосовых связок, тем выше основной тон);
· интенсивности звучания;
· длительности звучания (чем больше звуков
произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп
речи);
· степени отчетливости тембра, т. е.
качества звуков.
Изменения этих первичных компонентов
интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре:
осциллографах, интонографах, сонографах.
Каждый говорящий имеет свой средний тон
речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона.
Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В
научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности,
длительности, тембра речевого такта и фразы.
В русском языке можно выделить шесть
интонационных конструкций (сокращенно – ИК). Каждая из них имеет центр – слог,
на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред–
и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть,
которая находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК
от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:
· первая ИК: на гласном звуке центра
происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;
· вторая ИК: гласные центра произносится
почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части
ниже среднего уровня;
· третья ИК: на гласном центра тон резко
поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;
· четвертая ИК: на гласном центра тон резко
восходит, тон постцентровой части также выше среднего;
· пятая ИК: имеет два центра: на гласном
первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на
следующем гласном – нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после
центра – ниже среднего;
· шестая ИК: на гласном центра тон
восходит, тон посцентровой части выше среднего.
Интонация различает предложения разных
типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию
высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.
Интонация тесно связана с пунктуацией,
хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.
Например, в предложении: «Усталые дети
быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если
определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его
следует выделить интонационно.
Итак, любое высказывание произносится с интонацией.
Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:
1) в каждой фразе есть логическое ударение,
оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью
логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы
поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы(наш класс, а не другой)
поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем
в театр (а не в цирк);
2) интонация состоит из повышений и
понижений голоса – это мелодика речи. Она в каждом языке своя;
3) речь протекает ускоренно или замедленно
– это образует ее темп;
4) интонацию характеризует тембр речи,
зависящий от целевой установки;
5) пауза – остановка, перерыв в движении
тона – бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно
делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как
удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают
логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). |