Царский нательный крест
Пасмурным был рассвет утром 18 марта 1584 года. Тихо
звонили Московские колокола; уныло стоял народ в церквах и усердно
молился. Все — и старые, и молодые плакали, казалось, все просили Бога о
какой-то милости, о каком-то великом благодеянии. Угадаете ли вы, милые
читатели, о чем молились наши предки? Они молились о выздоровлении
Иоанна IV. Так, друзья мои, слух об опасной болезни государя заставил
всех позабыть его несправедливости: все видели в нем только умирающего
царя, а это горестно для всякого народа, и тем более для Русского.
Царские медальоны с изображением российского герба
Но молитвы их были напрасны: Иоанн скончался в тот
же день и в то самое утро, когда, почувствовав облегчение, он собрался
играть с князем Вельским в шахматы и уже сам расставил их. Не более
пятидесяти трех лет от роду, он мог бы еще долго жить, но сильное
волнение, которое беспрестанно происходило в нем то от гнева, то от
страха; досада на успехи врагов государства; угрызения совести за
совершенные злодеяния; наконец, страшная мысль об убийстве сына — все
это вместе сокрушило силы Иоанна: с каждым днем здоровье его
расстраивалось, слабело, и, наконец, жизнь прекратилась ударом.
Так исчез из мира человек, соединявший в себе
разительные противоположности хорошего и плохого! Вспомнив о всех его
добрых и дурных свойствах, зная из летописей того времени о его
превосходном уме и твердости духа, нельзя понять его настоящего
характера, и можно думать, что этот необыкновенный государь был послан
Богом в наше Отечество по Его неисповедимому промыслу с какой-нибудь
особенной целью, не известной нам, точно так же, как не известны людям
еще многие чудные явления в природе.
Непонятен был Иоанн для своего народа, непонятно
было и чувство этого народа к Иоанну. Это было соединение и страха, и
ненависти, и любви. Во время жестокостей Иоанна, продолжавшихся двадцать
четыре года, его подданные переносили свои бедствия с христианским
великодушием. Самые невинные из них умирали спокойно, покорясь своей
судьбе, как назначению Божией воли, по слову Святого писания: «Чти царя
своего».
Такие кроткие, набожные чувства наших добрых предков
еще более усилились со времени кончины государя: не боясь более его
страшного гнева, они забыли все жестокое и помнили только одни его
славные дела. Три покоренные Татарские царства: Казанское, Астраханское и
Сибирское; новая книга законов — Судебник; новые учреждения по
церковным и гражданским делам; новые училища для образования народа;
множество новых городов, построенных в это царствование; многочисленное
войско; выгодная торговля Русских с иностранными государствами,
богатство и пышность, оттого происходившая при дворе и в народе, — все
это напоминало Русским не пороки, а великие качества умершего государя, и
потому неудивительно, что они назвали Иоанна IV не мучителем, как
некоторые звали его при жизни, но только грозным. Им казалось, что это
имя достаточно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу небес,
которая гремела над ними во все время его правления и, может быть, по
особенному промыслу Творца была так же полезна для России, как бывают
полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и
благодетельные для всего живущего.
К.Е. Маковский. Смерть Иоанна Грозного. 1888 Г.
Крепкое здоровье Иоанна Грозного внушало надежду
на его долголетие. Однако с зимы 1584 г. Иоанн начал заметно слабеть и в
марте сильно занемог. 18 марта 1584 г. царю стало лучше. Он попросил
шахматную доску, расставил фигуры и хотел начать игру, но внезапно упал и
навеки закрыл глаза.
|