Можно ли было ожидать, милые читатели, чтобы этот
князь Владимир, бывший виновником гибели брата и несчастья бедной
красавицы Рогнеды, станет потом добрейшим государем и первым
благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми
людьми, которые искренне раскаиваются и сожалеют о своих плохих делах!
С самого начала своего княжения Владимир старался
победами и славой заставить свой народ забыть его прежнюю жизнь. Он
завоевал у Польского короля Галицию, или города Червенские; победил Болгар,
народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого
Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и
хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он
очень любил свой народ, заботился о его счастье, мог уже не наказывать
того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких своих врагов, в
числе которых была его супруга, Рогнеда-Горислава. Эта несчастная
государыня так много печалилась, что стала почти безумной от слез.
Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, которые терпела
от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где он спал крепким
сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел
наказать смертью такое злодейство. Но увидел слезы своего маленького
сына Изяслава и услышал трогательные слова: «Отец! Если хочешь один
жить, возьми меч свой и убей прежде меня, чтобы не увидел я смерти моей
матери». Этими словами малютка просил помиловать мать. Владимир простил
ее и, по совету бояр, построил для нее на ее родине, в нынешних Минских
землях, новый город. Он назвал его по имени сына Изяславлем и отправил
туда их обоих.
Чтобы успокоить свою совесть, которая все еще
напоминала ему об убитом брате, Владимир часто приносил жертвы своим
богам и даже сделал одного нового идола с серебряной головой.
Но могли ли утешить его бесчувственные боги, как бы
усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и его бабушка
Ольга, что такие боги не могут быть истинными богами, но не знал, какая
вера лучше всех: в Киеве были и Магометане*, и Иудеи*, и Римские
католики*, и Греки*. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная,
кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтоб
узнать, какой народ лучше всех понимает истинного Бога. Его послы
объездили много государств, и больше всего им понравилось благочестие
Греков и святое служение в их церквах. С восхищением рассказывали они
великому князю о Греческой вере. Владимир радовался, что, наконец, может
молиться истинному Богу, и предпочел принять христианскую веру от
Греков.
Но знаменитому Русскому князю, привыкшему всегда
повелевать, казалось унизительным с покорностью просить крещения у
Греков, прежних врагов его Отечества, и поэтому, отправляя послов в
Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не
одной веры христианской, но вместе с нею и руки их сестры, царевны Анны.
Умный Владимир знал, что, став братом императоров, он мог уже, не
стыдясь, называть их своими просветителями в истинной вере.
Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых
Русских князей; Владимир уже завоевал их богатый город Корсунь и угрожал
идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны.
Итак, императоры должны были умолять свою сестру выйти за Русского
государя. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, чем расстаться с
родными и Отечеством. Но Бог призывал ее просветить идолопоклонников.
Могла ли она не повиноваться Ему? Добрая царевна со слезами простилась с
братьями и отправилась на корабле в Корсунь, где ее ждал жених. Кроме
придворных, с ней поехало много священников для крещения Владимира и
Русской земли.
В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890 г.
В 988 г. после долгой осады князь Владимир взял
Греческий город Корсунь. В этом городе в церкви святого Василия князь
принял святое крещение. Во время этого таинства к Владимиру вернулось
зрение, и он увидел храм Божий. После крещения Владимир вступил в брак с
Византийской принцессой Анной и вернулся в Киев.
Народ в Корсуни с радостью спешил на берег встретить
прекрасную невесту, называл ее своей спасительницей, дивился ее красоте
и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был
так же счастлив, как его народ: в то время у него болели глаза, так что
он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и
благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как Ангел-хранитель, посланный Владимиру
Богом, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета
своей благочестивой невесты и за это был щедро награжден Богом. Как
только епископ* Корсунский и священник* Константинопольский в церкви
приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил
руку на новокрещаемого, его больные глаза открылись, и он увидел Божий
храм, где раздавалось святое пение, увидел свою прелестную невесту и
вместе с ней упал на колени благодарить милосердного и всемогущего Бога!
О! Как сильно он чувствовал тогда, что молится истинному Богу, а не
своим прежним идолам! Бояре и его дружина, удивляясь такому чуду, также
крестились в христианскую веру и потом весело праздновали свадьбу
государя с царевной.
Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время,
когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка,
радовалась, что избавила своего супруга и его народ от ужасного
несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все Русские
начали креститься в Христианскую веру.
Князь Владимир. Титулярник 1673 г.
Князь Владимир (952-1015) с детства жил в
Новгороде под присмотром своего дяди — былинного героя Добрыни. В
980 г. он стал единодержавным правителем Руси. В первые годы своего
княжения Владимир совершил удачные военные походы, в результате чего
расширил пределы Русского государства и построил множество крепостей.
Семейство великого князя Владимира I Святославича: Супруги:
Олава, княжна Варяжская;
Рогнеда, княжна Полоцкая; Мальфрида, княжна Богемская («Чехиня»);
Предслава, Гречанка, вдова Ярополка; Чехиня
вторая; Милолика, княжна Болгарская; Анна, Греческая царевна. Сыновья:
Святополк, Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, Вячеслав, Святослав,
Станислав, Позвизд, Борис, Глеб, Мстислав, Судислав. Дочери: Предислава,
супруга короля Болеслава III; Прямислава, супруга Венгерского герцога
Ласло Сар; Мария-Доброгнева, супруга Польского короля Казимира I.
Когда великий князь возвратился в Киев с молодой
супругой и со всем своим двором, то прежде всего он велел жечь и рубить
всех идолов, а главного из них, Перуна с серебряной головой, — бросить в
реку. Потом приказал всем Киевлянам явиться на другой день на берег
Днепра. Тогда-то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники
освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду;
маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу
стояли великий князь, его супруга, бояре и воины, крещенные еще в
Корсуни. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых
христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и
сказал: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей Твоих! Дай им
познать Тебя, Бога истинного, и утверди веру их».
Так крестились наши предки, и такое усердие к Богу
было не только в Киеве, но и во всем Русском государстве: везде народ
оставлял идолов и с радостью принимал христианскую веру. |