Наверное, никто из вас, милые дети, не поверит
теперь глупым сказкам о колдунах и волшебниках, если бы и вздумалось
какой-нибудь простодушной нянюшке или шалуну-товарищу попугать вас ими?
Наверное, все уже понимают, что чудесные шутки, которыми нас удивляют в
театрах на Масленице и Святой неделе, получаются за счет проворства и
ловкости, а не по волшебству. Но не так рассудительны были в этих
случаях наши предки. Всякий хитрый человек, который знал больше их и
умел пользоваться их незнанием, мог обмануть и напугать их. Однако же мы
не должны осуждать их за это. Теперь нам немудрено не быть суеверными: с
самых малых лет нас учат, что есть Бог, Который заботится, как отец,
обо всех людях, что под защитой Его, и не делая ничего дурного, мы
ничего не должны бояться, и никаких волшебников и колдунов на свете нет.
Но наши добрые предки думали иначе: тогда еще не прошло и ста лет после
того, как они начали креститься из своей прежней, языческой веры в
христианскую; а эта их прежняя вера была наполнена такими вздорными
сказками, что совсем не удивительно, если, привыкнув с малолетства
верить им, они верили и колдунам. Конечно, Русские начали просвещаться с
тех пор, как узнали веру в Иисуса Христа; но скоро ли это просвещение
могло распространиться по всему нашему Отечеству? Оно всегда было очень
велико, и долго еще в разных областях его были безрассудные люди,
верившие рассказам о прежних, славных волшебниках, которые у язычников были в величайшем почтении. Дурные люди
пользовались этим легковерием и, называя себя кудесниками или колдунами,
бессовестно обманывали бедный народ, который, чтобы избавиться от их
колдовства, отдавал им с радостью все лучшее, что имел.
Но самыми злыми из таких обманщиков были два злодея, называвшие себя кудесниками и явившиеся около 1070 года в город Ростов во
время случившегося там голода. Они уверяли людей, будто бы голод
происходит оттого, что женщины скрывают в своих телах хлеб, рыбу и мед.
Можно ли представить себе, что нашлось множество людей, которые поверили
таким глупостям и, почитая многих несчастных женщин колдуньями, мучили и
убивали их.
К счастью, в то самое время, когда эти два злодея
творили такие ужасные дела в Ростовской области, туда приехал храбрый и
умный воевода Ян, сын славного Вышаты, полководца Ярослава. Он услышал о
злых кудесниках и велел представить их к себе; но они испугались его и
убежали в Белозерск. Он поехал и туда за ними. Белозерские жители,
видно, были умнее Ростовских: они не побоялись схватить колдунов и
представили их Яну.
Ян долго разговаривал с ними, старался вразумить их,
какой страшный грех они совершали, губя беззащитных женщин; но, видя
упрямство, с которым они спорили с ним, и злость, с которой защищали
своих прежних богов, Ян для общего спокойствия приказал повесить их. На
другой день медведь влез на дерево, где они были повешены, и съел тела
их.
Еще один кудесник явился в Новгород в то время,
когда там был князем молодой и благочестивый Глеб, сын Святослава
Ярославича. Этот новый кудесник отговаривал людей креститься в
христианскую веру и успел так прельстить своими чудесами Новгородцев,
что они собрались на главной городской площади и хотели убить епископа,
то есть начальника всего духовенства в Новгороде. Епископ же не
испугался, а взял в руки крест и вышел к народу, спрашивая: «Кто за
него, и кто со мною?» Князь Глеб, видя, что никто из народа не идет
прикладываться к кресту, подошел очень близко к колдуну и спросил у
него: «Знаешь ли ты, что будет завтра?» — «Все знаю», — отвечал
кудесник. — «Стало быть, ты знаешь и то, что случится с тобою сегодня?» —
спросил опять князь. — «Я сделаю много чудес!» — воскликнул мнимый
волшебник. В эту самую минуту Глеб рассек ему голову топором.
Решительность смелого князя спасла от многих несчастий народ, который,
увидев собственными глазами бессилие мнимого колдуна и славу князя,
верившего истинному Богу, спокойно разошелся по домам. Этот
примечательный случай рассказан поэтом Языковым:
«На месте священном, где с дедовских дней,
Счастливый дарами природы,
Народ Ярославов на воле своей
Себе избирает и ставит князей,
Полкам назначает походы
И жалует миром соседей-врагов,
Толпятся: кудесник явился из Чуди…
К нему-то с далеких и ближних концов
Стеклись любопытные люди.
И старец-кудесник с соблазном в устах
В толпу из толпы переходит;
Народу о черных крылатых духах,
О многих и страшных своих чудесах
Твердит и руками разводит;
Святителей, церковь и святость мощей,
Христа и Пречистую Деву поносит;
Он сделает чудо — и добрых людей
На чудо пожаловать просит.
Он сладко, хитро празднословит и лжет,
Смущает умы и морочит:
Уж он-то потешит великий народ,
Уж он-то, кудесник, чрез Волхов пойдет
Водой — и ноги не замочит.
Вот вышел епископ Феодор с крестом
К народу; — народ от него отступился;
Лишь князь со своим правоверным полком
К святому кресту приложился.
И вдруг к соблазнителю твердой стопой
Подходит он, грозен и пылок:
„Кудесник! Скажи мне, что будет с тобой?"
Замялся кудесник — и сам он не свой,
И жмется, и чешет затылок.
— Я сделаю чудо. — „Безумный старик,
Солгал ты!" — и княжеской данью своею
Он поднял топор свой тяжелый и вмиг
Были и такие дурные люди, которые пугали народ
разными глупыми предсказаниями, например говорили, будто бы земля
перевернется, реки потекут вспять и все земли перейдут из одного места в
другое, так, что где была Россия — там будет Греция, а где была Греция —
там будет Россия. Иные люди смеялись над такими предсказаниями, другие
верили им и тревожились, потому что в те времена думали, что всякое
необыкновенное происшествие предвещало что-нибудь дурное. Эта
несправедливая мысль утвердилась в народе еще больше в то несчастное
время, когда после смерти Ярослава наше Отечество опять разделилось и
страдало от бесконечных ссор своих князей. То в одной области люди гибли
от войны за какую-нибудь небольшую обиду, нанесенную их государю его
братом; то в другой — от набега соседних народов, которые умели
пользоваться слабостью несогласных жителей; то в третьей — от голода; а
этот голод очень часто случался оттого, что все взрослые люди уходили на
войну и некому было обрабатывать поля.
В.М. Васнецов. Живописец Алипий. 1885–1896 гг.
В XI веке, во времена Ярослава Мудрого, в Киеве
монахами Феодосием и Антонием был основан Киево-Печерский монастырь.
Среди его иноков был знаменитый живописец Алипий (?-1114), создавший
знаменитые мозаики в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря.
Такие несчастья могли быть предсказаны нашим предкам
не одними хитрыми обманщиками, а каждым человеком, видевшим, что их
государством правило пять государей. Из пяти сыновей Ярослава, имена
которых Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав, старший Изяслав
был великим князем, другие же четверо — удельными князьями. Кроме того,
вы помните, было еще особенное княжество Полоцкое, принадлежавшее
потомкам Рогнеды, или Гориславы. В это время государем там был молодой и
храбрый Всеслав.
Все эти шесть Русских государей жили очень недружно.
Всеслав ненавидел своих родственников и называл себя законным
наследником великого княжества, потому что его дедушка был старшим сыном
святого Владимира. Ярославичи также ссорились друг с другом за
наследственные области: каждому хотелось иметь больше других. Великий
князь Изяслав вынужден был даже два раза бежать из России и просить
помощи у чужих государей. Он возвратился в Отечество только тогда, когда
из его четырех братьев в живых остался только один Всеволод. Этот
добрый брат, узнав о возвращении Изяслава, встретил его с войском, как
государя, далеко от столицы и торжественно привез в Киев, уступил ему
великое княжение, а сам довольствовался только Черниговской областью.
Но несчастный Изяслав ненадолго успокоился: через
год после своего возвращения в Отечество он был убит в сражении с
племянниками Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем. |