Мы дошли теперь до ужасного периода в нашей истории,
милые читатели. До сих пор вы видели, что Русские государи всегда
любили свой народ, всегда заботились о нем с отеческой нежностью, и если
в старину, во времена междоусобий, были в их числе жестокие князья,
безжалостно разорявшие свои области, то это были князья-враги, которые
мстили за нанесенные им обиды и, примирясь друг с другом, старались
вознаградить народ за несчастья, причиненные их разногласиями. Но теперь
наши бедные предки видели перед собой государя, который был жесток не к
врагам, а к своим верным подданным, который с удовольствием мог
смотреть на мучение умирающих, который иногда даже собственными руками
отрезал в шутку уши у своих любимцев или убивал их за одно неосторожное
слово! Вы пугаетесь и, конечно, едва верите тому, что я рассказываю.
Друзья мои, нам трудно поверить в жестокости прошедших времен, но и наши
предки, видевшие их собственными глазами, едва верили в это и говорили,
что эти жестокости идут не от сердца царя, а по воле Божьей,
наказывающей их за грехи. Эта мысль помогала им переносить без малейшего
ропота свои страдания, а нам поможет выслушать рассказ об ужасных делах
Иоанна IV, еще совсем недавно доброго и великого.
Вы помните совет, который дал молодому государю
старый епископ Вассиан. Этот совет причинил первое зло: он отдалил от
Иоанна тех людей, усердию и добродетелям которых он был обязан своей
славой — священника Сильвестра и Алексея Адашева. Возвратясь из
Кириллова монастыря, он уже не любил их, но еще уважал их заслуги и при
жизни своего ангела-хранителя, доброй Анастасии, еще мог удерживать
дурные наклонности и злые помыслы свои. Но с тех пор, как ее не стало,
все переменилось: пылкая душа Иоанна, потеряв милое и единственное
существо, имевшее власть над ней, увлекаемая льстецами, раздражаемая
злыми людьми, пришла снова в то состояние, в каком она была за тридцать
лет до случившегося, и стала еще хуже: ожесточилась так, что Иоанна уже
не могли умолить никакие просьбы, не могли смягчить никакие слезы. Как
только государыня скончалась, враги Сильвестра и Адашева распустили
слух, что она отравлена ими. Иоанн в безысходной тоске по умершей
поверил ложному слуху, не захотел выслушать оправданий обвиняемых и по
решению несправедливого суда наказал их: Сильвестра сослал на дикий
остров Белого моря, в Соловецкий монастырь; Адашева — в город Дерпт, где
через два месяца этот добродетельный друг царя, названный в истории
красой века и человечества, умер в темнице.
Царь Иоанн IV Васильевич. Титулярник 1672 г.
После этих двух первых жертв, вызванных
несправедливостью Иоанна, начались страдания друзей и их приверженцев:
все они были сосланы или казнены. Любимцами Иоанна стали теперь люди,
отличавшиеся не храбростью, не благородством, не добротой души, а
злостью, клеветой, низкими доносами; только они могли жить спокойно;
добрые же бояре каждую минуту боялись смерти или опалы, то есть царского
гнева. Многие из них от страха уходили в Литву и Польшу. В числе таких
изменников был, к сожалению всех Русских, и знаменитый герой,
участвовавший в завоеваниях Казани и Ливонии, прежний любимец царя —
князь Андрей Курбский. Хотя он с чрезвычайной горестью решился на эту
измену, но тем не менее она покрыла его имя вечным позором и заставила
его совесть испытывать вечные мучения. С какой невыразимой грустью
слушал он рассказы о верности других бояр Иоанна; как завидовал той
твердости, с которой они, несмотря на все лестные предложения Польского
короля, не изменили своей чести и терпеливо переносили жестокость Иоанна
как наказание, посланное им Богом. Но это терпение и покорность не
умилостивили жестокое сердце: довольно было одного подозрения, чтобы
рассердить Иоанна, а он подозревал каждого. Все вельможи казались ему
тайными злодеями, друзьями Курбского. Находясь в таком беспокойном
состоянии, он выдумал новое средство для своей безопасности. Послушайте,
друзья мои, и подивитесь, до чего может дойти человек, это прекрасное
создание Божье, когда даст волю своим страстям!
Церковная утварь — золотые тарелочки
В конце 1564 года Иоанн вдруг собрался ехать куда-то
со всем своим семейством, приближенными, любимцами, со всем богатством и
деньгами из дворцов и даже из придворных церквей. Бояре и народ с
удивлением смотрели на этот таинственный отъезд и в страхе ожидали
чего-нибудь чрезвычайного. Вскоре они услышали, что царь со всем двором
остановился в Александровской слободе, в 156 верстах от Москвы.
Прошел месяц. Все были в прежнем унылом состоянии
тихого ожидания. Вдруг 3 января 1565 года митрополит получает письмо от
государя. Иоанн описывает в нем беззакония бояр, разорявших Россию во
времена его малолетства; говорит, что дух их до сих пор не изменился,
что все они еще злодействуют, а когда государь начинает наказывать их,
митрополит и все духовенство вступаются за виновных. (Это правда, что
служители Божьи осмеливались иногда просить грозного царя за несчастных,
осужденных на казнь.) «И потому, — продолжал Иоанн, — не желая терпеть
ваших измен, мы от жалости сердца оставили государство и поехали, куда
Бог покажет нам путь!»
Этого было довольно, чтобы встревожить весь народ,
которому безвластие казалось страшнее всех жестокостей. «Государь
оставляет нас! — кричали с горестью верные Московитяне. — Мы погибаем!
Кто будет нашим защитником от чужеземцев! Кто будет начальником нашего
царства?» И в эту минуту отчаяния все пороки, все злодейства Иоанна
исчезли в глазах доброго народа: он видел в нем только своего царя и
умолял митрополита умилостивить Иоанна. Духовенство, бояре и все
чиновники со слезами просили о том же и все в один голос говорили:
«Пусть царь казнит своих злодеев, но царство без царя быть не может. Мы
все пойдем с тобой бить челом государю и плакаться!»
Они исполнили это и в тот же день отправились в
Александровскую слободу. Иоанн ожидал их: он знал свой народ, знал его
пламенную, беспредельную привязанность к своим царям, и мнимое отречение
от государства было только хитростью. Как будто против своей воли и
только уступая просьбе митрополита он согласился опять быть государем
России, но с таким условием, что никто из духовенства никогда не будет
вмешиваться в его дела и просить за виновных, казнить которых он сочтет
необходимым.
А. Новоскольцев. Убиение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым.
Святой Филипп (1507-1569) — митрополит
московский и всея Руси, был игуменом Соловецкого монастыря. В 1566 г.
Иоанн Грозный пригласил игумена Филиппа в Москву для духовного совета и
попросил его занять престол митрополита. Новый митрополит увещевал и
укорял государя за бесчисленные казни и разорения. За это царь Иоанн
лишил Филиппа первосвятительского сана и сослал в Тверской Отрочев
монастырь. Там, в тесной келье, провел Филипп около года. В этой келье
он был задушен любимцем Иоанна Грозного Малютой Скуратовым. Но, чтобы
скрыть это злодеяние, Скуратов возложил вину на монахов, сказав, что
митрополит умер от угара.
2 февраля царь въехал в Москву и на другой же день
созвал к себе духовенство, бояр и знатнейших чиновников. Но как же
удивились все, увидев Иоанна! Наружность его, прежде привлекательная,
так изменилась, что верные подданные едва узнали его! Светлые,
проницательные, полные огня глаза его были теперь мрачны и дики; все
черты прежнего, миловидного лица сделались безобразны, а на голове и в
бороде не осталось почти ни одного волоса. И все это произошло оттого,
что он беспрестанно предавался сильному гневу и жестокости. Это ужасно,
ужасно, милые читатели мои!
Иоанн объявил собравшимся боярам, что он намерен для
своей и государственной безопасности учредить новых телохранителей.
Сначала никто не удивился этой новости, потому что все знали его
боязливость с тех пор, как он перестал быть добродетельным; но когда
выяснилось, что это будут за телохранители, то все ужаснулись.
Э. Соколовский. Иван Грозный в монашеском облачении. 1904 г.
Иоанн объявил своей собственностью девятнадцать
городов с разными волостями; выбрал 6000 человек из князей, дворян и
боярских детей и дал им имения в этих городах, а тамошних владельцев
перевел в другие места. В самой Москве взял себе также несколько улиц,
откуда должны были выехать все, не записанные в царские телохранители.
Назначил себе особых чиновников для услуг: дворецкого, казначеев, ключников, даже поваров, хлебников и других ремесленников
и, не желая жить во дворце своих предков, приказал строить себе новый,
за речкой Неглинной. Вот эта часть России и Москвы, эта шеститысячная
дружина телохранителей, этот новый двор, не имевший другого начальника,
кроме самого царя, были названы Опричниной, а все остальное, то есть все
государство — Земщиной, которую Иоанн поручил земским боярам, велел им
решать все дела с прежними чиновниками, а в важных случаях обращаться к
нему.
Новые ужасы начались вместе с новым порядком в
правлении и особенно вместе со страшной опричниной! В нее были выбраны
молодые люди, отличные не достоинствами, а удальством и дерзкой
готовностью на все. Царь взял с них присягу служить ему верой и правдой,
доносить на изменников, не дружить с земскими, не водить с ними
хлеба-соли, не знать отца и матери, знать одного государя. За такую
совершенную преданность Иоанн отдал в жертву своим опричникам всю
Россию: они делали все, что хотели, и были всегда правы в судах.
Опричник мог без всякого страха притеснять своего соседа, а если тот
пожалуется — брать пеню за бесчестье. После этого подумайте, чего только
не могли делать эти своевольные телохранители немилосердного Иоанна! Их
доносы на земских людей, то есть на всех, не принадлежавших к их
ужасной дружине, были бесконечны, злодейства — бесчисленны, ненависть к
ним всего народа — неописуема! Но они не огорчались из-за этой
ненависти: чем сильнее ненавидели их, тем больше доверия имел к ним
Иоанн. Он выбрал для них и достойное отличие: опричники ездили всегда с
собачьими головами и с метлами, привязанными к их седлам, в знак того,
что они грызут царских злодеев и метут Россию. О! Как радовались этому
отличию бедные Московские жители, проходившие по улицам! По крайней
мере, благодаря ему, они с первого взгляда узнавали злодеев и спешили
скрыться от них, так что иногда многолюдные прежде улицы столицы были
пусты, как в каком-нибудь необитаемом городе. Уныние и пустота Москвы
стали еще заметнее с тех пор, как государь разлюбил ее и, не чувствуя
себя в безопасности даже в своем новом, крепком дворце, жил по большей
части в Александровской слободе. С того времени эта слобода стала
городом и украсилась церквами, домами и каменными лавками. Царь жил в
палатах, обнесенных валом и рвом; чиновники — в особенных домах. Здесь
Иоанн проводил почти все время, занимаясь церковной службой: казалось,
он думал успокоить молитвами свою душу. Набожность его была так велика,
что дворец был похож на монастырь. Своих любимцев он называл монахами,
себя — игумном; все они ходили в скуфейках и черных рясах, под которыми носили богатые кафтаны с собольими
опушками. В четыре часа утра Иоанн ходил сам на колокольню со своим
первым любимцем и другом, Малютой Скуратовым, благовестил к заутрени, потом сам же пел, читал и молился так усердно,
что на лбу у него всегда оставались знаки земных поклонов. В восемь
часов опять собирались к обедне; вечером — к вечерне.
Царские бармы
В трагедии Пушкина «Борис Годунов» есть рассказ одного старца-монаха о тогдашней жизни Иоанна:
«Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал;
Кромешники в тафьях* и власяницах*
Послушными являлись черенцами*,
А грозный царь игумном богомольным.
Я видел здесь, вот в этой самой келье.
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный
Муж праведный; тогда уж и меня
Сподобил Бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней;
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный;
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумну и всей братье:
„Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий* спасенья,
Ты Никодим, ты Сергий, ты Кирилл,
Вы все — обет примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный
И схиму здесь честную восприму,
К стопам твоим, святой отец, припадши".
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилась
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет Господь любовь и мир
Его душе, страдающей и бурной.»
Но напрасно молились они: характер Иоанна не
исправлялся. Может быть, в наше время искусство врачей открыло бы, что
причиной его необыкновенной жестокости была какая-нибудь болезнь тела
или расстройство души, слишком сильно пораженной невозвратной потерей
нежно любимой супруги; но тогда об этом не думали; тогда никто не
представлял, что сильное горе могло иметь какое-нибудь чрезвычайное
влияние на здоровье человека, и потому, не подозревая никакой болезни в
Иоанне, наши предки отнесли его к числу тех ужасных правителей, которых
иногда Бог посылает для наказания народов и какими у Римлян были Калигула и Нерон, у Французов — Людовик XI. И Римляне, и Французы ужасались имени этих
государей, но не таким было чувство Русских к Иоанну: когда раздавалась
весть о победах его храбрых войск, когда его умными распоряжениями
Русская торговля расцветала не только в Москве, Астрахани и Казани, но
даже в Германии и Англии, когда он торжественно въезжал в Москву и с
обычным своим великолепием принимал знаменитых иностранных послов, когда
они со всеми знаками глубочайшего уважения стояли перед ним и слушали
его остроумные разговоры о важных государственных делах, — добрый народ
забывал свои страдания, забывал Александровскую слободу со всеми ее
ужасами и, гордясь величием России, помнил только, что Иоанн — его царь!
Это имя, священное для Русских, оказывало в такие минуты свое чудесное
воздействие на их сердца: им казалось, что они любили Иоанна!
|