Вы любите, дети, слушать чудесные рассказы о храбрых
героях и прекрасных царевнах. Вас веселят сказки о добрых и злых
волшебниках. Но, наверное, для вас еще приятнее будет слышать не сказку,
а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах
наших предков.
В старину в нашем Отечестве, России, не было таких
прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы теперь
любуетесь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени
прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные
избушки; местами были и города, но вовсе не такие большие, как в наше
время: в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами
предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на
войне. Их называли Славянами.
В. М. Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881 г.
Славяне были сильными и храбрыми воинами. Они
постоянно вели борьбу с соседними народами. Большинство из Славян шли в
бой, вооружившись дротиками и щитами. Именно во время сражений лучше
всего проявлялся истинный характер Славян.
Они были так честны, что в своих обещаниях вместо
клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне
стыдно!» — и всегда исполняли обещанное. Они были так храбры, что и
отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали
того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только,
что они не знали истинного Бога и молились не Ему, а разным идолам. Идол значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
Славяне разделялись на разные племена; у Северных,
или Новгородских Славян не было и Государя, что бывает у многих
необразованных народов: они почитали своим начальником того, кто больше
всех отличался на войне. На поле, где они сражались и потом
торжествовали победу или прославляли погибших товарищей, можно было
лучше всего увидеть истинный характер Славян. Жаль, что до нас не дошли
песни, которые обычно пелись в это время их певцами. Мы хорошо узнали бы
тогда их самих, потому что в народных песнях выражается народ. Но я
могу предложить вам несколько строк, из которых вы все-таки получите
лучшее и более подробное представление о Славянах, чем может вам дать
наш небольшой рассказ. Это отрывок из стихотворения «Песнь Барда над гробом Славян-победителей» известного русского поэта Василия Жуковского:
«Ударь во звонкий щит! Стекитесь ополченцы!
Умолкла брань — враги утихли расточенны,
Лишь пар над пеплом сел густой;
Лишь волк, сокрытый нощи мглой,
Очами блещущий, бежит на лов обильный.
Зажжем костер дубовый; изройте ров могильный!
Сложите на щиты поверженных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бранных днях,
Да камень здесь хранит могущих след священный!
Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!
Стеклись вождей и ратных сонм;
Глухой полнощи тьма кругом;
Пред ним вещий Бард, венчанный сединою,
И падших страшный ряд, простертых на щитах.
Объяты думою с поникнутой главою;
На грозных лицах кровь и прах;
Оперлись на мечи: средь них костер пылает
И с свистом горный ветр их кудри воздымает.
И се! воздвигся холм и камень водружен,
И дуб, краса полей, воспитанный веками,
Склонил главу на дерн и током орошен;
Певец ударил по струнам —
Воспел — дубравы застенали,
И гул помчался по горам».
Эта картина из жизни древних Славян представлена
прекрасно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших горделивых,
воинственных предков.
Но эта самая воинственность, охраняя их землю, была и
причиной большого зла для нее. Вы уже слышали, что, не имея государей,
они считали своим начальником того, кто больше других отличался на
войне; а так как все они были храбры, то иногда случалось, что таких
начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ
не знал, кого слушать, и оттого у них были бесконечные споры и
разногласия. А ведь, вы знаете, как ужасны ссоры? И вам в ваших
маленьких делах, наверное, уже случалось испытать их неприятные
последствия и разницу в чувствах и вашем положении, когда все окружающие
довольны вами, а вы — ими.
И Славяне тоже видели, что во время разногласий все
их дела шли плохо, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.
Долго не знали они, что делать. Наконец, придумали, как привести все в
порядок. На берегах Балтийского моря, стало быть, не очень далеко от
нашего Отечества, жил народ по имени Варяги-Русь, происходивший от великих завоевателей в Европе — Норманнов.
Эти Варяги-Русь считались у соседей народом умным: у
них уже давно были добрые государи, были и законы, по которым эти
государи управляли ими, и поэтому Варяги жили счастливо, и им даже
удавалось иногда побеждать Славян — правда, это случалось только тогда,
как они нападали на них во время их споров и разногласий.
В. М. Васнецов. Тризна по Олегу. Иллюстрация к книге «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. 1899 г.
После смерти князя или воина, в память о нем
Славяне устраивали торжественное пиршество. На этот пир собирались все
родичи, все воины. Приходил певец-гусляр. Перебирая струны, он воспевал
дела и подвиги умершего, воздавал ему славу.
Вот Славянские старики, видя счастье Варягов и желая
такого же своей Родине, уговорили всех Славян отправить послов к этому
храброму и предприимчивому народу просить его князей управлять ими.
Послы сказали Варяжским князьям так: «Земля наша велика и богата, а
порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». |