Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:24:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [32]
ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [112]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ [1692]
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ [5710]
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ [265]
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [271]
УДИВИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [174]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [19]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ [40]
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ [22]
УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ [15]
УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ [39]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ [0]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА [35]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [362]
ЭКЗАМЕНЫ [260]
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ [197]
ИЗУЧАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ [604]
УДИВИТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [178]
АСТРОНОМИЯ [70]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ [349]
ФИЗИКА [271]
МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ [112]
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА [78]
ПОСЛЕ УРОКОВ [242]
ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [100]
ПРЕДМЕТЫ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [139]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [88]
ВОЕННАЯ ФОРМА ВТОРОЙ МИРОВОЙ [281]
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ [18]
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ [196]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ [71]
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС [51]
МАТЕМАТИКА [140]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [90]
ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ [11]
ИСТОРИЯ [25]
ЛИТЕРАТУРА [10]
ГЕОГРАФИЯ [91]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [114]
ОБЖ [37]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [80]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [100]
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ [34]
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В ШКОЛЕ [60]
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [9]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [193]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ [110]
ГЕОМЕТРИЯ [31]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ [78]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО ГЕОМЕТРИИ [43]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [80]
СТРАНЫ И НАРОДЫ [216]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС [40]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ [26]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ [101]
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ [60]
МОСКВОВЕДЕНИЕ [67]
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [69]
ТЕСТЫ ПО ХИМИИ [14]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [47]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [30]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИСТОРИИ [177]
ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [24]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ХИМИИ [49]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [60]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [110]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [132]
ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО АЛГЕБРЕ [17]
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ [15]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [125]
ИНФОГРАФИКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ [4]
ГЕОГРАФИЯ [134]
ИНФОРМАТИКА [52]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ [21]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [29]
БЕСЕДЫ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ [167]
ИСТОРИЯ РОССИИ [105]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ФИЗИКЕ [49]
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ [212]
ОПЫТЫ ПО ХИМИИ [103]
БОТАНИКА [14]

А что еще глубже?

Лет двадцать назад мне пришлось быть в Москве у академика В. А. Обручева - одного из лучших популяризаторов геологической науки.

Мы решили основные дела, а потом, речь зашла о том, как работает этот удивительный ученый. Владимир Афанасьевич ввел меня в свою внутреннюю лабораторию, которая издали казалась таинственной и непостижимой.

- Все дело в упорном, неутомимом, никогда не прекращающемся труде, который ежедневно должен вести ученый. Вы постоянно, - говорил Обручев, - должны пополнять свой научный багаж. Но проводить эту работу надо систематически, все время систематизируя накопленный материал.

Владимир Афанасьевич Обручев показал мне свою 'эрудицию', разложенную по ящичкам картотеки.

- Невозможно, - подчеркивал он, - держать в памяти многочисленный справочный материал- Все новые и старые данные по любому из интересующих вас вопросов должны быть на форматных листочках разложены по соответствующим разделам. И эти разделы должны постоянно пополняться.

Для начала академик рекомендовал собирать материал по ограниченному количеству тем. Потом сама жизнь заставит расширить круг вопросов.

Как классифицировать и пополнять свои записи?

Технически очень удобно выбрать один формат записей. Лучшим является, по признанию многих, формат, укладывающийся в карман. Такие карточки всегда можно брать с собой.

На листочках могут быть подклеены и вырезки из газет и журналов (конечно, своих, а не библиотечных), и выписки из прочитанных книг.

Я воспользовался советом Обручева, и с тех пор листки картотеки помогают освежить в памяти давно прочитанные мысли, факты, идеи.

Однажды мне предложили прочесть лекцию на тему: 'Магнитные свойства Земли'. Я знал, что у меня есть пухлая папка, посвященная этой теме. Я отчетливо понимал, что ответ на этот вопрос связан с представлениями о внутреннем строении Земли. Это моя тема. И я согласился.

Вечером, просматривая материал, я вчитался в сообщения космонавтов о радиационных поясах вокруг Земли, об открытии Вернова - Ван-Аллена, рассказавших миру о том, что магнитные свойства ощутимы на расстоянии 60-70 тысяч километров над поверхностью нашей планеты. Были здесь и сообщения о связи магнетизма Земли с жизнью Солнца. Имелись эффектные описания полярных сияний, также подчиненных магнитной жизни Земли и Солнца.

Рядом с этими листочками были и другие. На них - выписки из старых учебников, где сказано, что магнетизм Земли связан с наличием у нашей планеты железного сердечника. На листочке был поставлен жирный вопрос и пометка: смотри 'Температурный режим Земли', листочки № 785 и 20201.

В папке, посвященной материалам по температуриому режиму, я быстро нашел эти листочки. На одном из них выписано, что магнитные свойства исчезают у железа при температуре плюс 760 градусов Цельсия. И снова вопрос.

Мы все воспитаны на представлениях (кстати, ничем не доказанных) о наличии весьма высоких температур внутри Земли. На заре развития геологии ученые считали, что температура в среднем изменяется при продвижении в глубь Земли на один градус на каждые 33 метра.

К листочку № 785 была подклеена бумажка с несложными арифметическими выкладками. Радиус Земли (экваториальный) равен 6 378 245 метрам. Это было поделено на 33. Красным карандашом обведена итоговая цифра: 193 280! Такова температура в центре Земли.

Не правда ли, эффектно? На поверхности Солнца температура достигает (всего!) 6 тысяч градусов. А у нас внутри Земли около 200 тысяч! Да простят мне мои коллеги - рядом написано слово: 'Чепуха'.

К такому же выводу пришли, по-видимому, многие из тех, кто задумывался над этим вопросом. Тут же приведен ряд цифр, по данным 'авторитетов', снижающих температуру внутри Земли до 10, 8, 7 тысяч градусов.

И снова пометка красным карандашом: один из ученых рассчитал, что температура внутри Земли менее 4240 градусов! Дело .в том, что, по его расчетам, в условиях высоких давлений магнитные свойства железа теряются именно при этой температуре, а не при 760 градусах. Отсюда и вывод.: температура в центре Земли должна быть меньше 4240 градусов.

Самое странное, что многие во все это верят! Доказательств нет никаких, в том.числе и экспериментальных. А возможное выдается за действительное.

На листочке № 20201 оказались выписанными современные факты об изменении температур, полученные в результате измерений в глубоких скважинах в различных районах мира. Цифр было много. В большинстве случаев они были весьма далеки от средних значений в один градус на 33 метра.

Оказывается, температура изменяется на один градус иногда каждые 100, иногда -- 150 метров, а иногда и при погружении на один метр. Зафиксированы случаи не только повышения, но и понижения температур.

Особенно эффектными оказались сведения по горе Янган-Тау - 'Горящей горе', на Урале. До глубины в 300 метров температура повышалась на один градус на каждый метр!

Я как сейчас помню свои впечатления от посещения этой горы (мои записки из полевой книжки тоже были приколоты к листочку картотеки). На горе Янган-Тау расположен курорт. Из скважины, с глубины 300 метров, поступает радоновый газ. Он излечивает сложные артриты - ревматизмы. Я видел только что привезенных больных, скрюченных болезнью. Но особенно меня поразили люди, которые здесь на танцплощадке выплясывали что-то вроде рок-н-ролла или твиста. В то время эти танцы были чуть ли не под запретом. И главный врач, как бы оправдываясь, сказал:

- Их надо понять. Три месяца тому назад они считали себя безнадежными калеками. Их привезли сюда такими же скрюченными. Это излечившиеся.

- Так почему же вы не бурите глубже? Там могут быть еще большие запасы этого драгоценного газа.

- Пробовали. Бурили. Оказывается, ниже трехсотметровой отметки температура начинает снижаться. Здесь встречена термическая аномалия.

Есть много точек зрения на ее природу. Но факт тот, что температура с увеличением глубины изменяется не только в сторону однозначного увеличения, но и в сторону уменьшения.

Среди критических заметок, оценивающих новые факты, на этом листочке дана новая ссылка: 'Смотри взгляды академика Вернадского' - и дан номер ссылки.

'Все представления об огненно-жидком или расплавленном состоянии планеты, - говорил академик, - внесены в науку чуждыми ей, по существу божественными, представлениями о мире... Мыслимо и допустимо, что температура в направлении к центру планеты быстро понижается'.

Так как же строить лекцию о магнетизме Земли? Рассказать слушателям старую гипотезу о железном сердечнике, разбавив ее современными новинками, или придумать что-то иное?

Еще папки. Их материал тоже надо учесть. Ведь представление о железном сердечнике Земли основано на взглядах академика Ферсмана об изменении химического состава Земли при продвижении вглубь, к ее центру. Эти взгляды были в великолепной научно-художественной форме отражены в романе А. Толстого 'Гиперболоид инженера Гарина'. Чем глубже - тем тяжелее породы. И в папке по силе тяжести Земли у меня оказались выписки, основанные на двух бесспорных данных. Общая плотность всей Земли 5,52. Плотность же земной коры всего 2,7-2,8.

Кажется, какие могут быть еще сомнения? Значит, в центре Земли могут быть и золотой пояс и железный сердечник!

Так и думали. Считали, что уж это-то бесспорно.

Но с развитием техники появились сомнения.

'Героем дня' сейчас оказался молодой кандидат наук Стишов, еще не вышедший из комсомольского возраста. Стишову удалось получить под большим давлением новую разновидность кварца, имеющую значительно больший, чем у природного кварца, удельный вес. Оказывается, огромное давление пе-? рестроило атомную решетку минерала. Он просто уплотнился. Ученые называют теперь такую разновидность стишовитом.

Стишовит и ему подобные минералы позволяют усомниться в правоте старых воззрений о золотом поясе планеты, то есть отвергнуть идею изменения химического состава с глубиной.

Значит, на глубинах могут быть те же минералы и горные породы, что и вблизи поверхности Земли. Там может быть и нефть, только в ином состоянии.

Вот сколько загадок раскрылось при просмотре картотеки только по двум темам!

Категория: МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ | Добавил: tineydgers (11.07.2014)
Просмотров: 518 | Теги: легенды о драгоценных камнях, происхождение драгоценных камней, Кристаллы, школьникам о минералах, драгоценные камни, минералы, свойства минералов | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0