Представим себе существо, обладающее способностью
видеть поляризованный свет, воспринимать катодные, ультрафиолетовые и
рентгеновские лучи. Попробуем, обладая таким зрением, посмотреть на Урал
на широте города Свердловска.
На окраине города, близ Шарташского озера, высятся
гранитные каменные палатки. Из такого же гранита, взятого в Шарташских
каменоломнях, изготовлена облицовка некоторых зданий города - горсовета,
Политехнического института и других. Несмотря на монументальность
зданий, гранит придает им какой-то серый, сумеречный облик.
А существо с особым, поляризационным зрением не
заметило бы этой серости. Взору такого существа открылась бы дивная,
сказочная картина.
Каждое зерно шарташской каменной громады
расцветилось бы яркими, сочными красками. Запели бы и заиграли своими
красочными голосами и всеми нюансами даже сверхмикроскопические кусочки,
слагающие гранит. Светло-желтые пятна ортоклаза чередовались бы с
прозрачными зернами кварца. И над всем этим властвовали бы зеленые и
коричневые розетки, полосы и пятна слюды, сочные зеленые тона вкраплений
роговой обманки и пироксена.
Антицелесообразность
Если перевести все увиденное в гранитах на язык
красочных ощущений, то светло-желтые и особенно разнообразные зеленые
тона создадут настроение радости, покоя, надежд... В тон этим
впечатлениям зазвучат музыкальные всплески ласкающих слух, набегающих
издали мелодичных, многократно повторяющихся аккордов.
Кто же видит и воспринимает все это? Еще и еще раз
думаешь - ведь внешне камни выглядят невзрачно и буднично. Почему от
нашего взора скрыт этот праздник цвета и музыки?
А микрополяризационный пейзаж к западу от
Свердловска по разрезу горы Волчихи я сравнил бы. с буйным вихрем
дантова ада, выраженным музыкальными фразами из 'Франческо да Римини'
Чайковского.
В предисловии к рукописной партитуре этой
симфонической поэмы Чайковский писал: 'Данте, сопутст-вуемый тенью
Виргилия, опускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь
оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака
рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово, мчится, унося в своем
диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная
страсть... И над всем этим властвует голос судьбы: 'Оставь надежду всяк
сюда входящий'.
Мрачные скалы горы Волчихи внешне не вызывают ярких
эмоций. Но в шлифах отчетливо различим бешеный, адский пламень
сочетаний самых разнообразных красок. Видны здесь и минорные тона и
частые многоцветные аккорды буйных мелодий, словно отголоски неугасающей
страсти. И опять - для чего все это?
Я могу дать бесконечную цепь подобных описаний
горных пород любой части света. И каждый раз, перебирая их в сознании, я
вновь и вновь задаю все тот же вопрос: кто видит эту 'неземную' красоту
нашей Земли?
Может быть, какие-либо иноземные существа -
планетолетчики, - обладающие этим сверхзрением, попав на нашу планету,
увидели бы красочные пейзажи горных пород Земли?
Почему существует эта антицелесообразность, и мы, властители планеты, не видим всей красоты подвластного нам мира?
|