Мои движения автоматичны. Одной рукой включаю
осветитель микроскопа. Другой - кладу шлиф на столик. Микрометрическим
винтом подправляю фокусировку.
Вот сейчас подключу анализатор микроскопа - и начнется то, чему я посвятил многие бессонные ночи.
Иные устремляются в свободное от работы время на
выставки произведении изобразительных искусств, в зрительные залы
театров и клубов, в филармонию. А для меня высшее наслаждение -
наблюдать под микроскопом таинственный мир, который можно видеть в любом
невзрачном камне. Стоит только вырезать из него тоненькую пластинку,
положить ее на столик микроскопа - и тотчас словно сказочная палитра
неведомого мастера вспыхивает перед глазами. Ни на одной художественной
выставке не найдешь такого разнообразия красок. Их вызвал к жизни
поляризованный свет. И каждый раз этот красочный мир против моей воли
перебрасывает меня в иную сферу - сферу звуковой гармонии.
Максимилиан, герой повести Генриха Гейне
'Флорентийские ночи', слушая игру великого Паганини, испытывал жуткие в
своей реальности зрительные галлюцинации. Музыкант чудесным образом
превращался в мага, чародея, повелевающего стихиями. Мир вокруг него
преображался в сказочные многоцветные картины.
Гейне не выдумывал. У многих людей, когда они
слушают музыку, возникают зрительные ассоциации. А у меня наоборот:
когда я вижу красочные картины, возникают ассоциации звуковые.
Многие ученые, инженеры и художники в разные годы
пытались уловить связь между цветом и звуком. Некоторые создавали на
специальных экранах движущийся хаос красок во время исполнения симфоний.
Инженер К. Леонтьев показал в начале шестидесятых
годов скрябинскую поэму огня - 'Прометей', С первыми же аккордами на
экране вспыхнули багровые и красные цвета, а затем, повинуясь ритму
музыки, экран несколько успокоился, и зрители увидели набегающие волны
изумрудно-зеленого цвета...
Рассказывая о законах сочетания цвета и звука,
положенных в основу исполнения 'Венгерской рапсодии' Листа, Леонтьев
подчеркивал, что в напряженные, мощные моменты экран должен багроветь.
Тема воли делает цветовые ощущения ослепительными. С повышением динамики
звука цвет становится более насыщенным, с понижением - блеклым.
Много книг посвящено цветомузыке, но, пожалуй,
только И. Ефремову в 'Туманности Андромеды' удалось передать
впечатление, вызванное синтезом звуками цвета. Особенно поражает третья
часть созданной им симфонии фа-минор в цветовой тональности 4750 мю.
'Третья часть симфонии началась мерной поступью
басовых нот, в такт которым загорались и гасли уходившие в бездну
бесконечности и времени синие фонари. Прилив грозно ступающих басов
усиливался, и ритм их учащался, переходя в отрывистую и зловещую
мелодию. Синие огни казались цветами, гнущимися на тоненьких стебельках.
Печально никли они под наплывом низких гремящих и трубящих нот, угасая
вдали. Но ряды огоньков или фонарей становились все чаще, их стебельки -
толще. Вот две огненные полосы очертили идущую в безмерную черноту
дорогу, и поплыли в необъятность вселенной золотистые звонкие голоса
жизни, согревая прекрасным теплом угрюмое равнодушие двигающейся
материи...'
Почему мне вспомнился именно этот отрывок? Дело в том, что вчера мне встретился шлиф, в котором были фрагменты этой симфонии.
Несколько дней назад я получил для определения
породу с длинным и кажущимся хитрым названием - пренитизированный
долеритовый порфирит. Этот кусок камня большинство людей назвало бы
просто булыжником, куском неживой природы.
Ну, а в тончайшем прозрачном срезе - в шлифе - под микроскопом раскрылась симфония камня.
Как следы элементарных частиц, как треки на
желатине разбежались в шлифе индигово-синие пятнышки на густо-синих
стрелах пренита. И невольно послышались басовые тона, загудели невидимые
музыкальные инструменты. Рокот контрабасов покрывал все звуки... Он
становился нестерпимым... Казалось, какая-то грозная непостижимая сила
растекалась вокруг и заливала все видимое пространство... Не было сил
перевести дыхание.
А в углу притаилась какая-то серая тень. Уловить
контуры ее невозможно. За ней угадываются сочетания красочных, пока еще
трудно различимых глазом, цветов и пятен. Их связывают с общей мелодией
чуть слышные звуки флейты...
Мертвые симфонии
Легкий поворот столика микроскопа - и все
изменилось. Пробежала по синим лучам лавандово-се-рая тень, преобразился
пейзаж. Яркий свет желтых вееров ударил в глаза. Усилились и зазвенели
флейты. Лишь кое-где им вторила виолончель на бархатных басовых нотах.
Это остатки индигово-синих цветов местами врывались в панораму,
напоминая о только что перенесенном потрясении...
Можно часами сидеть перед микроскопом и
незначительным поворотом столика вызывать грозные синие волны цвета и
звука, слышать при этом удивительные переходы к нежным звукам флейт.
Краски, порой бьющие в глаза, порой нежные, светлые, создают
восхитительный танец огненных и синих стрел.
Нет. Довольно. Надо взять что-то иное для перемены
впечатлений. Но что? Быть может, вот этот шлиф цирконовой породы?
Разбитый причудливыми трещинами, сложным узором линий, он чем-то
напоминает витражи в древних храмах. Они запомнились мне при осмотре
готических церквей в Брюсселе. Стрельчатые окна храмов там заполнены
таким же непонятным рисунком.
Каждое пятно этого шлифа написано в своей цветовой
тональности. Здесь можно видеть сиренево-фиолетовые, нежные -
темно-розовые, густо-голубые пятна, исчерченные неповторимой в каждом
куске ретушью, создающей сказочно странный пейзаж. Ну и, конечно,
каждому цвету, каждому сочетанию красок соответствуют свои аккорды.
Чем больше всматриваешься в пятна этой цветовой
мозаики, тем сильнее и сильнее всплывают мощные движения фугированных
отрывков музыкальных звучаний. Словно сам Иоганн-Себастьян Бах на
неведомом органе природы создавал эти повторяющиеся в разных голосах,
бегущие друг за другом мелодии.
А вот вспыхивает в объективе микроскопа новый шлиф.
И из глубин памяти выступают полузабытые слова. Я вспоминаю, что об
этом я где-то читал.
Ну конечно, это Стендаль. Его 'Письма о
прославленном композиторе Гайдне'. Это же рассказ об оратории
'Сотворение мира'. Косые срезы кристаллов циркона напомнили мне и
витражи и бессмертное произведение Гайдна.
'Сотворение мира' начинается увертюрой,
изображающей хаос, - писал Стендаль. - Слух ваш поражен каким-то глухим и
неясным шумом - звуками, лишенными всякой мелодичности и словно
нечленораздельными (это я видел картины расфокусированного изображения);
вы различаете затем отдельные отрывки, построенные на приятных мотивах,
но они еще недостаточно отделаны, и им по-прежнему не хватает каденции;
вслед за этим возникают образы с еле очерченными контурами - одни из
них суровы, другие нежны; все переплетается, отрадное и резкое на слух
следует друг за другом по воле случайности; великое граничит с
ничтожным, мрачное сливается с веселым. Самое необычное сочетание
различных музыкальных форм - трелей, уо1апге, тогс!еп{е, синкоп и
диссонансов - прекрасно передает, по общему мнению, картину хаоса'.
И все это само собой вызвано к жизни сочетанием
красок. Розовый цвет соседствует с лиловым и синим. А зеленое и
ярко-оранжевое граничит с черной бездонной пустотой...
Конечно, было бы наивно думать, что все геологи,
занимаясь изучением шлифов в поляризованном свете, только и думают о
том, как сочетать цвет и звук. Нет. Перед геологами стоят более
прозаические задачи определения названий пород и минералов под
микроскопом.
|