Кто-то хлопнул меня до плечу. Я оглянулся: возле меня стоял тот школьник, который третьего дня читал со мной афишу.
— Ну что? Надули тебя, мелюзга? Заплатил полтинник, а одурачен на рубль?
— А ты разве не одурачен? — раздраженно возразил я.
— Я-то? Ха-ха! Я ведь знал заранее, что так будет.
— Мало что знал. Все-таки одурачен.
— Нисколько. Штуки эти я хорошо знаю.
— Что знаешь? Ничего ты не знаешь.
— Весь секрет знаю. Чревовещание! — многозначительно произнес он.
— Какое чревовещание?
— Чревовещатель он, дяденька-то этот. Животом
говорит. Спрашивает вслух да сам себе брюхом и отвечает. А публика
воображает — Феликс. Мальчишка ни слова не говорит, сидит себе да
дремлет в кресле. Так-то, мелюзга! Все эти штуки я хорошо знаю.
— Погоди, как же это можно животом говорить? — в недоумении спросил я. Но он уже отвернулся и не слышал вопроса.
Войдя в соседний зал, где зрители прогуливались во
время перерыва, я заметил группу людей, собравшихся возле контролеров и о
чем-то оживленно беседовавших. Я остановился послушать.
— Во-первых, чревовещатели вовсе не говорят
животом, как наивно полагают многие, — объяснял собравшимся артиллерист.
— Это только кажется иногда, что голос чревовещателя исходит из глубины
его тела. На самом деле он говорит, как и мы с вами, — ртом, языком,
только не губами. Все искусство его в том, что, говоря, он не делает ни
одного движения губами, не шевелит ни одним мускулом лица. Когда он
произносит слова, вы можете смотреть на него и ничего не заметите.
Поднесите свечку к его рту — пламя не дрогнет: настолько слабо выдыхает
он воздух. А так как при этом он еще изменяет и свой голос, то вы верите
ему, будто слова доносятся откуда-то из другого места, что говорит
кукла или нечто подобное. В этом весь секрет.
— Не только в этом, — вставил пожилой человек из
окружающей группы. — Чревовещатель прибегает также к разным уловкам. Он
хитро направляет внимание зрителей туда, откуда будто бы доносятся
звуки, и одновременно отвлекает внимание от себя самого, чтобы вернее и
удобнее скрыть истинного виновника… Вероятно, прорицания древних
оракулов и подобные мнимые чудеса — проделки чревовещателей. Но скажите:
разве вы думаете, что наш фокусник — чревовещатель, и этим объясняете
все представление?
— Напротив, я к тому и вел, что здесь ничего
подобного быть не может. О чревовещании зашла у нас речь мимоходом,
потому что многие из публики склонны видеть в нем разгадку сеанса. Я
хотел объяснить, что это совершенно несообразная догадка.
— Но почему же? Почему нет? — раздались голоса.
— Да очень просто. Ведь список слов был в наших
руках: фокусник не видал его, когда Феликс перечислял слова. Как же мог
фокусник — будь он хоть сто раз чревовещатель, — как мог он сам-то
запомнить все слова? Пусть мальчик ни при чем, безгласная кукла,
декорация, — пусть так. Но какая же дьявольская память должна быть тогда
у самого фокусника!
— Как же тогда объясняется все это? Ведь не чудо же здесь, в самом деле?
— Разумеется, не чудо. Но скажу откровенно: я теряюсь в догадках. Не могу придумать никакого объяснения…
Звонок объявил начало второго отделения, и все направились в зрительный зал.
|