И все-таки я добился своего! На другой день Феликс
открыл мне секрет необычайной памяти. Не буду подробно рассказывать, как
сумел я расположить его к откровенности. Пришлось расстаться с
полусотней редких марок, и Феликс не устоял перед соблазном.
Это было на квартире у Феликса. Я пришел, как было у
нас условлено, потому что Феликс знал, что дядя уедет в соседний
городок. Прежде чем открыть тайну, Феликс заставил меня долго и
торжественно клясться, что я «никогда никому ни за что» не скажу о ней
ни единого слова. После этого он написал на полоске бумаги табличку. С
недоумением смотрел я то на бумажку, то на него, ожидая пояснений.
— Видишь ли, — начал он, таинственно понизив голос, — видишь ли, мы заменяем цифры буквами. Нуль заменяем буквой Н, потому что с нее начинается слово «нуль», или же буквою М.
— Почему М?
— Созвучно с Н. Единицу заменяем буквой Г или Ж, потому что писанное Г похоже на I.
— Откуда же буква Ж?
— Часто Г переходит в Ж: бегу — бежишь.
— Понял. Буква Д отвечает 2, потому что «два», а Т созвучно с Д. Но почему К — 3?
— Состоит из трех черточек. А X произносится сходно с К.
— Хорошо. Четыре — Ч или созвучное с ним Щ. Пять — П или созвучное Б. Шесть — Ш. Но почему Л?
— Просто так. Прямо надо запомнить: 6 — Л. Но зато 7 — С или З. Восемь — В или Ф. Это понятно?
— Конечно. А отчего 9 — Р?
— В зеркале 9 похоже на Р.
— А Ц?
— Хвостик, как у девятки.
— Таблицу запомнить нетрудно. Но к чему она?
— Погоди. В табличке одни только согласные звуки.
Если соединить их с гласными — ведь гласные у нас не означают никаких
цифр, — то можно составить слова, которые в то же время будут выражать
числа.
— Например?
— Например, «окно» означает 30, потому что К — 3, Н — нуль.
— И всякое слово может означать число?
— Конечно.
— Ну, «стол»?
— 726: C — 7, Т — 2, Л — 6. Ко всякому числу можно подобрать слово, хотя не всегда это легко сделать. Сколько тебе лет?
— Двенадцать.
— Ну, так это можно выразить словом «годы»: Г — 1, Д — 2.
— А если бы было 13?
— Тогда «жук»: Ж — 1, К — 3.
— А 453? — спросил я наобум.
— «Чубук».
— Занятно! Это, конечно, помогает запоминать числа. Но ты ведь повторял не числа, а названия вещей. Как же это?
— Дядя придумал счетные слова от 1 до 100. Вот первые десять:
1 — еж.
2 — яд.
3 — Ока.
4 — щи.
5 — обои.
6 — шея.
7 — усы.
8 — ива.
9 — яйцо.
10 — огонь.
— Ничего не понимаю! Что за «счетные» слова? И к чему еж, зачем огонь?
— Ну, недогадливый! «Еж» — это 1, потому что Ж — 1; «яд» — 2; «Ока» — 3; «щи» — 4…
— Понял! «Обои» — 5, потому что Б — 5; «шея» — 6…
— Ну вот. Ты видишь сам, что запомнить эти слова
совсем нетрудно. А держа их в голове, ты можешь уже привязать к ним
любые десять слов, какие тебе прочтут.
— Как привязать? Непонятно.
— Напиши какие-нибудь десять вещей, объясню.
Я написал:
«Снег, ведро, смех, город, картина, сапог, машина, сажень, золото, смерть».
— Когда мне читают такой ряд слов, — сказал Феликс, — я в уме ставлю каждое из них рядом с очередным счетным словом, вот так:
1. Еж — снег.
2. Яд — ведро.
3. Ока — смех.
4. Щи — город.
5. Обои — картина.
6. Шея — сапог.
7. Усы — машина.
8. Ива — сажень.
9. Яйцо — золото.
10. Огонь — смерть.
— При этом, — продолжал Феликс, — я говорю себе примерно такие фразы:
1. Еж бежит по снегу.
2. В ведре яд.
3. На Оке раздается смех.
4. В городе едят щи.
5. На обоях висит картина.
6. Сапоги перекинуты через шею.
7. Усы застряли в машине.
— Как же усы завязли в машине? Глупо выходит.
— И пусть глупо. Глупое даже лучше запоминается.
Почему «еж на снегу», «сапоги через шею»? Тоже ведь бессмыслица, а
запоминается хорошо. — Ну дальше. Как связать иву с саженью?
— Ива в сажень вышины.
— А яйцо и золото? Ничего ведь общего.
— Золото, как яичный желток, по цвету то есть.
— А огонь причиняет смерть?
— Хотя бы и так. Привязал эти слова, а теперь могу
повторить весь список, припоминал по порядку, что с каждым счетным
словом связано:
Еж бежит по снегу.
Яд — в ведре.
На Оке раздается смех.
Щи едят в городе.
— Погоди-ка, дальше я сам попробую:
На обоях висит картина.
Через шею перекинуты сапоги.
Усы застряли в машине дурацким образом…
— Вот видишь, помогла глупая фраза. А восьмое слово?
— Восемь: ива в сажень высоты; девять: яйцо — его желток, как золото. А огонь — смерть.
— Теперь назови сразу пятое слово, — предложил мне Феликс.
— Погоди… Пять — обои; значит, картина.
— Попробуй перечислить те же десять слов в обратном порядке.
Я начал довольно неуверенно, но, к собственному изумлению, безошибочно назвал все слова.
— Ура! — не удержался я от радостного восклицания. — Я сам теперь могу показывать фокусы!
— Но ты дал слово…
— Помню, помню, не бойся. Однако, ведь ты повторял не десяток, а сотню слов. Как же это ты?
— Тем же самым способом. Нужно только затвердить все сто счетных слов.
— Скажи хоть второй десяток.
Феликс написал:
11 — гага.
12 — гад.
13 — жук.
14 — гуща.
15 — губа.
16 — игла.
17 — гусь.
18 — агава.
19 — гора.
20 — дом.
— Слова могут быть и другие, — пояснил Феликс. — Ты
сам мог бы подобрать. Например, два у нас раньше было не «яд», а «уда»,
но неудобно для связывания, и я просил дядю заменить «уду». Тогда он
придумал «яд». А проще было «еда». Десять было прежде «ужин», я сам
придумал вместо этого «огонь». Вот «агава» очень неудачное слово, но
дядя не мог придумать пока лучше.
— Однако, запомнить сто фраз! Разве не трудно?
— Не так трудно, если часто упражняться. Я и сейчас
еще помню те сто слов, которые были даны мне для запоминания на
последнем представлении.
— И мои помнишь?
— Какие номера?
— 68-й, 69-й, 70-й.
— Ножик, дождь, пожар.
— Верно! Но как же ты это?
— Вот: 68 у нас «олово»; 69 — «лицо»; 70 — «сон». Из олова не сделаешь ножика, лицо смочил дождь, во сне видел пожар.
— И долго будешь помнить?
— До следующего представления, вероятно. Дядя идет,
дядя! — засуетился он в испуге, увидев в окно фигуру дяди на дворе. —
Уходи скорее!
Мне удалось счастливо проскользнуть к себе, прежде чем фокусник успел дойти до лестницы.
|