Каждая группа, готовясь к походу, должна
прежде всего хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может
быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых» мест
с охотой и рыбалкой, осмотр достопримечательностей, выполнение заданий
организации, прохождение спортивного маршрута и т. д. Определив цель,
реальную физическую и техническую подготовленность участников, а также
финансовые и другие возможности группы, туристы приступают к изучению
района и разработке маршрута.
Изучение района путешествия
Изучение района включает: знакомство с
литературой (в том числе и художественной), картографическим материалом,
беседы с людьми, побывавшими в местах путешествия. Полезно также
воспользоваться отчетами туристов, сделать себе выписки о рельефе,
гидрографии, климате, растительности, животном мире, история, экономике и
быте населения. Много ценных сведений, особенно о конкретных
достопримечательностях маршрута, можно почерпнуть из переписки с
местными советами по туризму и экскурсиям, туристскими клубами,
отдельными краеведами.
Работа с картами занимает особое место в
процессе подготовки к путешествию. Путем расшифровки
условных знаков, с помощью тщательного измерения расстояний и
составления превышений высотных отметок туристы знакомятся с условиями
проходимости местности.
Начинающим туристам рекомендуется с
помощью литературы и карт составить подробное описание пути с указанием
расстояний; особенностей местности, по которой пролегает маршрут; с
характеристикой дорог; с описанием ориентиров, которые будут видны
вблизи и вдали с разных точек, и т. д. Такое описание даст возможность
двигаться уверенно, не сверяясь непрерывно с картой.
Разработка маршрута
Построение маршрута зависит от специфики
путешествия и конкретных условий местности. Он может быть линейным
(сквозным), линейно-радиальным с дальними экскурсиями или
разведывательными выходами в сторону от основного пути, кольцевым с
возвращением в начальную точку пути. Планируя маршрут, надо обеспечить
постепенное возрастание сложности естественных препятствий и нарастание
интереса путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть
желательно оставлять технически самые трудные участки, посещение
наиболее любопытных музеев, панорамных пунктов и других интересных
объектов.
Маршрут следует строить с таким
расчетом, чтобы по возможности снизить походные нагрузки. Рекомендуется
заранее наметить Пункты, куда можно заслать почтой часть снаряжения и
продовольствия или где есть возможность пополнить его запасы.
Целесообразно также создавать базовые лагеря, из которых можно совершать
различные радиальные путешествия с минимальной нагрузкой. Кроме
основного маршрута, необходимо иметь облегченный запасной вариант на
случай болезни одного из. участников, непогоды, разлива рек, повышенной,
лавиноопасности и т. п.
Маршрут должен быть безопасным и
логичным. Искусственный набор тех или иных препятствий, излишнее
«закручивание» пути не даст удовлетворения туристам и может привести к
травматизму.
Составление календарного плана
Календарный план путешествия, график
движения и расчет дневных переходов разрабатываются в зависимости от
сложности пути, физической и технической подготовленности участников
группы, веса рюкзаков, а также наличия тех или иных экскурсионных
объектов, для осмотра которых необходимы остановки.
В пешем путешествии. В среднем
туристы проходят по 15 - 25 км в день. Если рюкзак тяжел (особенно в
первые дни путешествия) или маршрут идет по пересеченной местности с
преодолением естественных препятствий, а также если в составе группы
имеются слабо подготовленные новички, дневной переход надо уменьшать до
12 - 18 км. Нарастание нагрузок должно быть постепенным. Так, в пешем
походе I - II категории сложности километраж по дням может быть
следующим: 15, 18, 20, 22 км, дневка, 22, 25, 25, 18 км. При сложном
профиле маршрута самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому
километраж в первые три дня лучше не увеличивать, а дневку делать на
четвертый день.
В лыжном путешествии. По лыжне
даже начинающие туристы сравнительно легко проходят по 20 - 30 км в
день. При передвижении по снежной целине с преодолением естественных
препятствий или в условиях сложной ориентировки скорость падает до 12 -
.18 км в день. Серьезно снижается темп движения в оттепель, а метель,
резкое похолодание, сильный встречный ветер вообще лучше переждать в
населенном пункте. Поэтому до 1/4 - 1/5 всего времени в зимнем походе
планируется как резервное и. оставляется на непредвиденные задержки в
пути.
В горном путешествии. Время,
необходимое на подъем, определяется путем суммирования предполагаемых
затрат времени на движение группы по горизонтали (средняя скорость 3 -
4,5 км в час) и на подъем по вертикали (скорость около 0,3 - 0,4 км в
час), Продолжительность спуска по несложному пути рассчитывают исходя из
скорости 5 - 6 км в час. При планировании переходов нельзя забывать о
возможности ухудшения погоды.
В водном путешествии. Кроме
общего километража, количества и качества препятствий, экскурсионных
объектов, имеющихся на маршруте, и необходимого резерва дней на
непогоду, при разработке календарного плана учитывают такие
специфические показатели, как уклон и извилистость реки, скорость ее
течения. Причем не только среднюю на весь маршрут, но и по отдельным его
участкам. При уклоне реки до 1 м/км (0,001) и скорости течения 4 - 5 км
в час скорость передвижения туристов будет несколько меньше суммы
скоростей течения и их собственной скорости. При возрастании уклона и
скорости течения скорость группы может не увеличиться, так как много
времени потребуется на предварительный просмотр препятствий и
предупреждение аварийных ситуаций (начинающим туристам по таким рекам
ходить не следует).
Реальная скорость движения на веслах или
бечеве против течения составляет 1 - 2 км в час (при уклоне до 1 - 1,5
м/км), а на преодоление на равнинной реке препятствия, требующего
проводки или обноса, затрачивается примерно час времени. В среднем для
расчетов можно полагать, что скорость туристского судна в походе I - II
категорий сложности составляет 4 - 5 км в час.
Рис. 1. Профиль водного маршрута (данные условные).
Профиль маршрута. При подготовке
водного, горного или горнолыжного маршрута, даже самого простого,
полезно построить его продольный профиль. Профиль водного маршрута
вычерчивается в двух масштабах: мелкий берется для отметок по длине
маршрута, более крупный - для нанесения урезов воды (рис. 1). На профиль
из литературных и картографических источников переносят вычисленные
уклоны реки, данные о характере долины, берегов, дна, отмечают места
естественных и искусственных препятствий. Это позволяет реально оценить
особенности и сложность маршрута, разбить его для удобства прохождения
на участки, требующие приблизительно одной техники и тактики движения.
Источник: разработка маршрута |