Ночь всё-таки протиснулась в хижину через
дыру в крыше, и все уснули. Но времени на это было немного. С утра
пораньше Худорожкин попросил у Гоши удочку. Он пошёл на рыбалку, потому
что нужно было готовить завтрак. Тётя села обрабатывать материал в
«Банановые новости». Наконец, последний абзац был написан, и Пиастра
позвонила в свою редакцию. – Высылаю вам интервью с Худорожкиным, – сообщила она главному редактору Ивану. Пираты, услышав это, недоумённо переглянулись. – Так
ведь у усатого не было никакого интервью. Только дневник дедушкин да
фотографии. Или он только тебе это интервью показал? – поинтересовался
Сеня. – Господин Худорожкин дал мне
прекрасное интервью, – ответила тётя, – просто сногсшибательное
интервью. Флинт Ловушкин, прочитав его, проглотит от досады последний
номер своей «Ежедневной пиявки», не жуя! – Да? – удивился Гоша. – Ну тогда хотя бы покажи нам его, это интервью. Хоть одним глазком посмотрим. – Интервью
– это разговор. Вы задаёте кому-то вопросы, а вам отвечают. Но вопросы и
ответы должны быть интересными для читателей газеты. Поэтому мы с вами
расспрашивали Худорожкина про кисть-невидимку. И про то, что ему
известно о преступнике или преступниках. Ведь они украли у художника
волшебную кисточку. Они хотят, чтобы все думали, будто это Худорожкин
совершает беспорядки. Всё это очень волнует и интересует жителей
Канавских островов. Мы могли бы спросить у Худорожкина, что он любит на
обед. А потом написали бы в газету. Но это не было бы хорошим интервью,
потому что не интересно. – Мы знаем, что
он любит, – встрял Сеня. – Кокосовую кашу и вообще всё, что можно
жевать. Вон, последняя банка варенья осталась. А на вид такой худой… – Но
это совсем не важно для читателей, – терпеливо объясняла журналистка. –
Им интереснее узнать, что Худорожкин не разбойник, а честный внук
честного путешественника. – Значит,
интервью – это сроду не то, что Худорожкин у тебя отобрал? Значит, это
просто вопросы и ответы? – сделал вывод Гоша Старая Калоша. – Ну-ну… Вот
у меня одна двоюродная прабабушка была. Так она часто у своего мужа
брала интервью. – Неужели в нашей родне
были ещё журналисты? – удивилась Пиастра. – Со вчерашнего дня я стала
думать, что все мои родственники – пираты. – Да
нет, она не была журналистом. Просто у неё характер был такой
приставучий. Прадед придёт домой вечерком, а бабуля ему сразу вопрос:
«Где пропадал?» «Да так, новый план нападения на английский корабль
набрасывали с приятелями», – отвечал он. А у бабули уже второй вопрос
готов: «А какого же чёрта от тебя ромом несёт?» «А это не ром… Это мы
чай с забродившим вареньем пили». Она опять: «Ты, старый одноногий
Сильвер, за дурочку меня принимаешь?» Прадед отвечает: «Нет, клянусь
сикарахой». Сикараха – это такое страшное морское чудовище. – Какое весёлое интервью, – оценил Сеня, – и чем же оно заканчивалось? – Дракой, – вздохнул Гоша. – Эта прабабушка была очень властной пираткой. – Никакое
это не интервью, – сказала Пиастра. – Хотя сейчас некоторые телеканалы и
из такой истории могут целую передачу сделать. Из настоящего интервью
люди должны что-то новое узнавать. Вот как про историю Худорожкина. А
что из твоего рассказа мы нового узнали? – То, что двоюродная прабабушка не была дурочкой, наверное, – пожал плечами Гоша. – Интервью
берут у какого-нибудь известного человека. У того, которого все знают.
Или у того, с которым интересно было бы всем познакомиться, послушать
его истории, узнать его мнение. И всё, что тебе этот человек говорит,
надо на диктофон или видеокамеру записывать. Чтобы потом его слова не
перепутать. Ой, я же по телефону говорю! – вспомнила вдруг Пиастра. – Ничего,
ничего, – раздался в трубке голос главного редактора Ивана, – мне очень
интересно было послушать про ваших родственников. – Видишь, а ты говоришь, что это не интервью, – ухмыльнулся Гоша. – Податься, что ли, в журналисты… Трое суток не спать, лишь вопросы задавать… – запел он. – Пиастра, а ты уверена, что этот Худо-рожкин говорит тебе правду? – поинтересовался Иван в трубке. – Факт! Информация проверена. Я собственными глазами видела фотографии и дневник его дедушки. – Ну
что же. Рискуем, конечно. Но скоро ведь подписка, нужно чем-то привлечь
читателей, – размышлял главный редактор. – Поставим твоё интервью в
завтрашний номер. Ты ещё заказывала место под репортаж с Пиратского
острова. Пиастра вздохнула: – Понимаете,
репортаж на какое-то время придётся отложить. Дикари оказались не
дикарями, а пиратами. Но зато Худорожкин – точно Худорожкин. Да,
заголовок у интервью пусть будет такой: «Тайна украденного наследства».
Яма первая
Представьте, что вы отправляетесь
на интервью с доктором Айболитом. Какие бы вопросы вы ему задали? У кого
бы вы ещё хотели взять интервью? С кем вам было бы интересно
беседовать? Нарисуйте, как вы берёте интервью. Перепишите эту заметку в виде интервью: «Новости
из конторы Деда Мороза. До Нового года осталось совсем немного, и у
Деда Мороза голова идёт кругом. Нужно разучить пять новых новогодних
песен, вытащить парадную шубу из чулана и починить её, потому что в
чулане водится моль, но это ещё не главные проблемы. Возникли
неожиданные сложности в отношении ёлок. Леший наотрез отказывается дать
разрешение на их рубку. Неужели дети останутся без ёлок? Дед Мороз
говорит, что тогда либо придётся украшать ёлки прямо в лесу, либо срочно
увеличить число искусственных ёлок, которые пахли бы как настоящие.
Иначе куда класть подарки? Кстати, подарки уже все заготовлены, и мешок
ждёт не дождётся, когда его взвалят на плечи. И ещё одна новость: в этом
году Дед Мороз придёт к нам с новым посохом, потому что старый сломался
прошедшим летом, когда Снегурочка тренировалась в прыжках с шестом…»
Яма вторая
Теме «Интервью» можно посвятить
два-три урока. Дети охотно играют в интервью, будь это пресс-конференция
или разговор один на один. Пусть все попробуют себя в роли и
журналиста, и интервьюируемого. Вспоминаем, какие интервью смотрели, слушали, читали в последнюю неделю. О чём там говорили журналист и гость? Поработайте
с диктофоном. Можно объявить конкурс интервью: разбиваемся на редакции,
у каждой свой герой. Кто задаст ему самый неожиданный вопрос и даст
интересный ответ? Готовимся к
интервью с гостем (пригласите писателя, художника, директора школы,
сторожа, дворника, бабушку). Или пусть кто-нибудь из ребят возьмёт на
себя роль интервьюируемого, нарядившись пиратом, Бабой-ягой. Разрабатываем вопросы. Выясняем, как правильно вести интервью: 1. Не задавать вопросов, ответы на которые общеизвестны; которые могут обидеть гостя; которые уже были заданы. 2. Не задавать более одного вопроса за раз. 3. Не перебивать собеседника во время ответа. 4. К гостю нужно обращаться вежливо, не забывать говорить «скажите, пожалуйста» и благодарить за ответ. Договариваемся,
что вопросы будем задавать по очереди, предварительно представляясь
(пусть дый придумает, из какой он редакции). В конце интервью гость может вручить приз за самый интересный вопрос. Поиграйте в «Интервью на букву…». Интервью на букву «в» может звучать примерно так: «– Уважаемые
телезрители, в эфире программа «Новости подводного мира». У нас в
гостях водяной Зелёная Борода. Скажите, пожалуйста, уважаемый водяной,
какие проблемы больше всего беспокоят вас в вашем подводном мире? – Водовороты, Володя, водовороты всех всё время волнуют! – Это, наверное, ужасное зрелище… – Вообще! Водоросли вьются, ветер воет, водомерки визжат, водяных выворачивает, а водолазы вешаются. – И неужели нет никакого способа укрыться от водоворотов? – Вверх выскочить, выждать – вот выход…» и т. д.
Полянка для пикника
Интервью у самого себя – Какие конфеты я люблю больше всего? – Какую книгу я сейчас читаю? – Моя любимая игра или игрушка. – Кого я считаю настоящим другом? – Чем я планирую заняться в ближайшие выходные? – А на следующие десять лет какие у меня планы? – Что бы мне хотелось передать или пожелать самому себе? |