Пираты расставили и развешали нарисованные знаки по всему острову. И сразу принялись ими любоваться. – Это
что здесь? Яма? А не упасть ли мне в неё? О, тут знак, что падать
нельзя! Я законопослушный гражданин и, так уж и быть, не буду падать в
эту яму! – Гоша осторожно обогнул канаву. – Не
отдохнуть ли нам под этой пальмой, господин пират Костяная Голова? –
спросил сам у себя Сеня. – Пожалуй, нет, здесь нарисовано, что вам на
голову может свалиться перезрелый кокос. Не будем рисковать. – И с
вежливой улыбкой Сеня пошёл под другую пальму, без предупреждающего
знака. Но надо же так случиться, именно с неё упал переспевший кокос.
Раздался гулкий звук. Это кокос выбил из Костяной Головы всю вежливость. – Мурена тебя задери! – заорал Сеня. – Надо ещё один знак рисовать! – Давай лучше напишем письмо моей тётушке и попросим выслать нам немножко взрывчатки, чтобы открыть сундук, – предложил Гоша. Калошина
тётушка жила совсем недалеко от Пиратского острова, на Канавских
островах. Правда, она не прославилась своими пиратскими подвигами, как
другие родственники Гоши. Она даже ни разу в жизни никого не ограбила.
Ходили слухи, что в городском транспорте эта тётушка ВСЕГДА покупала
билет. Но зато это была единственная знакомая, которую можно было
застать дома. Она не скиталась по морям и океанам. Она работала себе на
своём острове Малая Канавка. Пираты вернулись в хижину. Наслюнили кончики карандашей. И с жаром принялись рисовать письмо. – Письмо
надо начинать так: «Якорь тебе в глотку, дорогая тётя!» – предложил
Сеня. – Она напугается и быстро пришлёт нам ящик динамита или бочку
пороха. Сеня Костяная Голова нарисовал человечка в юбке. В зубах у него была закорючка, похожая на якорь. Если присмотреться. – А
вдруг ей это не понравится? – засомневался Гоша. – Она же не знакома с
пиратским этикетом. И потом – ты нарисовал слишком молодую тётю. Здесь
ей лет восемь. Сеня не обиделся на критику. Он никогда не виделся с тётей. – Значит, она уже старая? – только уточнил он. – Конечно! Ей лет пятьдесят. Или двадцать. Точно я не помню. Тогда
Сеня пририсовал человечку в юбке и с якорем горб, костыль и рядом
вставную челюсть, потому что во рту у неё уже был якорь и челюсть не
влезала. Потом Гоша нарисовал двух пиратов и сундук с большим замком, а
Сеня ещё один сундук, вокруг которого летали какие-то маленькие
чёрточки. – Что это? – поинтересовался Гоша. – Комары? – Это
блеск! Это значит, что там драгоценности, – объяснил Сеня. – Блеск,
понимаешь? Следующая картинка представляла собой большой замок и две
огорчённые пиратские рожицы. Сеня для красоты нарисовал себя в чёрной
повязке через правый глаз. Гоша пририсовал рядом со своей физиономией
нечто продолговатое и чёрное. Надо было думать, что это калоша.
Парадно-выходная. Затем был изображён ящик с динамитом. – Замечательное
письмо получилось! Очень понятное, – оценил Сеня и пририсовал вместо
подписи череп с костями – старый пиратский знак. – Постой!
А как моя тётушка догадается, что это письмо именно от нас, а не от
каких-нибудь других пиратов? – вдруг озадачился Гоша. – Мы же с ней ни
разу в жизни не виделись. Я только от мамы про неё слышал. Как же это
нам свои имена нарисовать? После упорных
размышлений и трёх бутылок кваса Сеня нарисовал в углу стог сена. А
Гоша не придумал ничего, кроме как ещё раз нарисовать калошу. Только уже
не парадно-выходную, а старую, с дыркой на пятке. От этого калоша стала
походить на модные в ту пору босоножки. Письмо получилось красивое, но не совсем разборчивое. – Надо пояснение к нему сделать, – предложил Костяная Голова. Ему ужасно понравилось рисовать. – У меня уже мозоль на пальце! – возмутился Гоша. – Давай каким-нибудь другим способом пояснение сделаем, не на бумаге. – Ага!
Будем, как твой предок из каменного века, на камне письмо выдалбливать.
Как раз через месяц допишем, – съехидничал Сеня. Он не представлял,
каким ещё способом можно сообщить тёте, что им нужен динамит. – Темнота
глубоководная! – И Гоша опять полез в сундук. – У меня один родственник
был инка. Инки – это народ такой очень умный. Они письма друг другу с
помощью верёвочек и узелков писали. Узелок завяжется, Узелок развяжется, —
запел он из сундука, Письмо трудно написать? Нет, это только кажется!
– К
палочке привязывали цветные шнуры и нитки разного цвета, – наконец
выбрался Гоша, – каждый цвет обозначал что-то своё. А на нитках разными
способами завязывались узелки. Старая
Калоша вытащил несколько клубков жёлтой и красной пряжи. Потом выдернул
из Сениных кроссовок шнурки и принёс с улицы небольшую палочку. Работа
закипела. Узлы боцманские, брамштоковые, затяжные, беседочные,
сваечные, шлюпочные – кому как не морским волкам уметь вязать узлы. – Вяжу акулий узел! – Вяжу кинжальный! – Мой – геракловый! Так Геракл львиную шкуру на груди завязывал! – Слушай, а твоя тётушка сможет это расшифровать? – засомневался Сеня. – Так
ведь узелковое письмо всегда посылают с почтовым курьером. Он всё и
рассказывает. Эти гонцы ещё издали начинают кричать, в раковину трубить,
чтобы депешу скорее встречали. – Надо будет только такого курьера найти, который бы по морю бегать умел, – предусмотрительно заявил Сеня.
Яма первая
Если бы вы решили написать письмо
тёте или бабушке, с каких слов бы начали: здравствуй, привет, салют,
добрый день? Что обозначает слово «здравствуй»? А если нужно подписать
открытку с праздником директору школы, на чём стоит остановиться:
многоуважаемый, дорогой, любимый, милый директор? Какими словами можно
закончить письмо к лучшему другу: пока, до скорого, до свидания, с
уважением, Ваш…, попадись мне только на глаза, чао-какао? Нарисуйте
письмо своей бабушке, в котором расскажите о последних новостях вашей
семьи, школы. Как вы думаете, если это письмо сохранится сто, двести или
тысячу лет, что из него узнают потомки, чему удивятся? Хранятся ли в
вашем доме старые письма или открытки? Представьте,
что вы, как и Сеня с Гошей, совсем не знаете букв. Как вы тогда
изобразите свое имя? Не так сложно это будет сделать Маргарите, Розе. А
вот Лене не стоит рисовать реку, потому что можно будет спутать её с
Волгой или Дунаем. Если вы уже научились писать, напишите письмо Деду Морозу, Золушке или любому другому сказочному персонажу.
Яма вторая
Начать занятие можно с попыток
«прочитать» письмо девочки из сказки Киплинга «Как было написано первое
письмо». Рисунок-письмо очень просто перерисовать на доску. После
высказанных версий прочтите сказку, пусть дети порассуждают, почему ОДНО
письмо можно прочитать столькими способами. Письмо
рисунками называется пиктографией («живописный» плюс «пишу»). Эскимосы
Аляски с помощью таких рисунков предупреждали случайного гостя, что в
доме нет еды (человек развёл руками), что хозяева уехали на рыбалку
(лодка с людьми). Но рисунками сложно передать большие сообщения,
приказы. Тогда возникла идеография («идея» плюс «пишу»), т. е. рисунок
ног, например, обозначал не слово «ноги», а процесс движения. Со
временем рисунки стали упрощаться и превратились в условные значки –
иероглифы. После мучительных
попыток учеников изобразить рисунком своё имя расскажите про царя
Нар-мера. Египетский фараон, живший на рубеже IV–III тысячелетий до
нашей эры, после покорения Нижнего Египта захотел увековечить свои
победы и своё имя. Для того, чтобы записать имя, его (имя) разделили на
отдельные слова: «нар» обозначало «рыба», а «мер» – «резец». Их и
нарисовали одно под другим. Это и были иероглифы – знаки, обозначающие
не нарисованный предмет, а звуки, составляющие его название. Иероглифами
писали вавилоняне, индейцы майя. Сейчас ими пользуются Китай, Япония и
Корея. Иероглифы пишут не только в строчку, но и один под другим, в
столбик. Конец урока посвятите
ребусам, зашифровке в рисунках пословиц, дразнилок. Например, таких:
«Купил дом, да с домовым», «Улита едет, когда-то будет», «Кошка сдохла,
хвост облез, кто слово скажет, тот её и съест», «У кого четыре глаза,
тот похож на водолаза, если выбить один глаз, тот уже не водолаз», «За
такие шутки в зубах бывают промежутки».
Полянка для пикника
Египет – страна пирамид и
иероглифов. Древние египтяне считали, что после смерти, благодаря
магическим обрядам и заклинаниям, человек оживает для другой, вечной
жизни. Они записывали магические тексты на пирамидах, саркофагах или на
папирусе, который клали в гроб к умершему. Если живые почему-то не
любили похороненного человека, то мстили ему, сбивая с монументов,
статуй его имя. Такие умершие не находили себе места ни в загробном
мире, ни среди живых. * * *Японское
письмо – самое сложное в мире! Дети младше 11–12 лет в Японии читают
только детские книги и комиксы и не могут прочитать газету. Ведь для
этого нужно выучить 1200 иероглифов. Например, дуга выпуклостью вверх и
капельки в ней – это дождик. Из этого рисунка получился иероглиф «юй» –
дождь. Всего же существует около 50 тысяч иероглифов. Конечно,
это удобно: один знак – целое слово, не нужно складывать буквы в слоги,
а слоги в слова. Но запомнить столько значков непросто! Есть
в Японии ещё один вид символов. Это тоже иероглифы, только они означают
не целое слово, а слог. Вам, наверное, приходилось разгадывать ребусы.
Например: «7я» – это «семья». Запросто перепутать, где целое слово, а
где только слог! В русском языке слово «люди» можно записать одним
вариантом с помощь четырёх букв. А в японском у одного этого слова три
варианта написания! Чтобы правильно написать иероглифы, японские школьники посещают специальный предмет – каллиграфию. * * *Нарисуйте письмо своему праправнуку. |