Наша память «не любит» однородности. Она «любит» разнообразие. Чем разнообразнее информация, тем легче мы ее запоминаем.
Чаще всего нам приходится запоминать неоднородную
информацию, например тексты. О них мы поговорим в дальнейшем, а сейчас
давайте научимся работать с однородной информацией. Допустим, нам задали
выучить названия цветов:
Роза, астра, хризантемы, фиалка, тюльпан, мимоза.
Это и есть однородная информация, ведь
здесь одни только названия цветов. Благодаря однородности, с одной
стороны, упрощается запоминание – мы уже помним, что, кроме названий
цветов, других слов здесь нет. Но, с другой стороны, в этих цветах
ничего не стоит запутаться. Чтобы запомнить их было проще, можно
заменить слова из списка словами-двойниками. Тогда в нашем списке будет
хоть какое-то разнообразие, то есть там будут не только цветы, но и
что-то еще.
Например, в этом списке слово «астра» я заменил словом
«астроном», а «розу» я запомнил не как цветок, но как женское имя.
Получился следующий рассказ:
Роза (роза), жена астронома
(астра), очень любила хризантемы, но ее подруга Фея (фиалка) уговаривала
ее купить тюльпаны. В конце концов они поссорились и прошли мимо
(мимоза) цветов, так ничего и не купив.
Посмотрите, ребята, сколько мнемонических приемов, то есть приемов запоминания (которые сокращенно мы будем называть МП),
я применил для этого маленького списка. Первый цветок я заменил на имя.
Для второго нашел слово-двойник, то есть похожее слово (астроном).
Третий цветок я оставил без изменения, ведь вовсе не обязательно
заменять каждое слово, мы и так уже избежали однообразия. Четвертый
цветок я заменил именем, которое не очень-то похоже на слово «фиалка»,
но зато первые буквы у них одинаковые, а этого достаточно, чтобы при
слове «фея» я сразу же вспомнил «фиалку» (этот прием напоминает
мнемоническую фразу). «Тюльпаны» остались на месте, и, наконец, «мимозу»
я заменил словом «мимо». Они довольно похожи, правда?
А вот еще пример однородной информации:
Желтый, белый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, малиновый, серый.
Можно использовать для запоминания
мнемоническую фразу, но есть и другой способ. Мы сравним каждое слово с
предметом (и не только с предметом) того же цвета. Например, малиновый –
с малиной, серый – с волком (серый волк), черный – с ночью и так далее.
И у нас получится рассказ с новыми, уже «неоднородными» героями:
Солнце (желтый) стирало белье
(белый) синькой (синий) и вдруг заметило на одежде коричневое
(коричневый) пятно. Это были проделки его подруги фиалки (фиолетовый),
которая носила эту одежду ночью (черный) и упала в малиновый (малиновый)
куст, за которым притаился серый волк (серый).
|