Теперь обратим внимание на всевозможные формулы. Но сначала опять же напомню вам два правила запоминания:
• Сначала нужно понять, потом запомнить.
• Чем лучше поймем, тем лучше запомнится.
Так что прежде всего нам придется понимать суть каждой
формулы. Ну а как же без этого? Какой смысл без понимания запоминать
формулы? Да никакого! Однако со временем формулы (которые мы поняли)
накапливаются и из-за этого начинают теряться в памяти. Так что будет
полезно применить кое-какую мнемотехнику для их запоминания.
Ну возьмем, к примеру, формулу суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Sn = (b1(qn– 1))/(q – 1)
Допустим, мы поняли эту формулу. Но теперь хотим ее
просто запомнить с помощью мнемотехники. Я набрал эту формулу с косой
скобкой вместо дробной линии, поэтому и мнемонический прием (далее – МП)
применяю соответствующий.
Снова (Sn) равенство в закрытом
(открывающая скобка) помещении, где первый геометрический баран (b1)
стучится в дверь (закрывающая скобка), за которой у головастика в n-й
степени (qn) отнимают единственную единицу (qn–1), и такую же единицу
отнимают в знаменателе у головастика без степени (q –1).
Слово «геометрический» напоминает мне геометрическую прогрессию, а баран – букву b.
А то, что во всем этом есть кое-что странное и смешное, – это тоже
неслучайно, ведь странное и смешное, как ни удивительно, лучше
запоминается. А это значит: чем больше странности и юмора, тем лучше
запомнится.
А теперь – сумма первых n членов арифметической прогрессии.
Sn = ((a1 + an)n)/2
МП: Первый ас (a1) и последний ас (an) арифметически полусложили свои силы (a1 + an)/2, и умножили их на n – ((a1 + an)n)/2.
Здесь я представляю двух асов (первого и n-ного), которые арифметически полусложили свои силы и умножились на n. Слово «арифметически» намекает на арифметическую прогрессию. Ну а асы у меня – это буквы a, так же как бараны связаны с буквой b и головастики с буквой q.
Так мы можем заранее придумать сравнения для каждой из тех букв,
которые используются в формулах. И в дальнейшем применять эти сравнения.
Теперь запомним что-нибудь из физики, например формулу удельной теплоты плавления.
Qпл = ?m,
где Qпл – количество теплоты,
m – масса тела,
? – удельная теплота плавления.
МП: Большой плавленый головастик (Qпл) был равнодушен (=) к ламбаде (? – лямбда) в течение минуты (m).
И еще формула.
Закон Кулона:
Fэ = k(|q1| |q2|)/r2
МП: Законный кулон (закон
Кулона) находится в фирменном электронном (Fэ) магазине: за дверью (,
где кулон стучится к квартиру, где в своих комнатах (| |) находятся
первый и второй головастики (|q1| |q2|), а внизу, в подвале (/) –
радиация в квадрате (/r2).
Скобки у меня обычно ассоциируются с
дверями. Если имеем дело с дробью, то числитель и знаменатель могут
ассоциироваться со вторым и первым этажами или же с первым этажом и
подвалом.
И наконец, что-нибудь из химии – из области электрофильных реакций.
C6H6 + NO+2? C6H5NO2 + H+
МП: Центральный (С) и
Нападающий (Н) со своими шестерками (C6H6) присоединились (+) к номеру
(NO) два (2) с плюсом наверху (NO+2), после чего стрелка (?) повела их к
слиянию с номером, но при этом шестерка водорода ослабела и
превратилась в пятерку (H5), а номер лишился плюса наверху, но в
качестве компенсации за этот ущерб к ним прибавился (+) Нападающий с
плюсом (H+).
Итак, я наглядно показал, что мы можем
мнемонически фантазировать и в области всевозможных формул. В этом нет
ничего сложного. Это дело привычки. Сначала может все это показаться
чем-то странным, ненормальным, громоздким и ненужным, но потом мы
убеждаемся, что такой метод хорошо действует на практике, и мы с его
помощью действительно запоминаем данные формулы. Ну а если их еще и
записывать, то уж и подавно будем запоминать, так как такие записи
позволяют дополнительно по вто рить формулу, к тому же включают в
усиленную работу зрительную память: мы ведь будем видеть записанную
информацию. Так что пусть ваш мозг, дорогие ребята, привыкает к подобным
запоминаниям. |