Знаете ли вы, дорогие ребята, что любой психолог с
ходу назовет вам десяток разных видов памяти – механическая,
ассоциативная, зрительная, слуховая, тактильная, долговременная,
оперативная, эмоциональная и т. д. и т. п. Но вся штука в том, что,
сколько бы ни было этих разновидностей и подразделений, все они условны.
Никто и никогда не видел память под микроскопом. Ее вообще нельзя
увидеть. Никто точно не знает, где она скрывается.
Поэтому совсем необязательно запоминать, какие виды
памяти бывают (разве только для тренировки памяти!), но узнать о них
полезно, ведь каждый вид памяти тренируется своим, особым способом.
Итак, начнем с механической памяти.
Как понять, что мы задействовали механическую память?
Если мы что-то запомнили просто так, без осмысления, без ассоциаций, без
любого другого метода, то это значит, что мы запомнили информацию
механически. Короче говоря, если вы раз десять прочитаете и повторите
любой учебный материал – параграф из учебника истории, теорему Пифагора,
стихотворение (что чаще всего и делают ученики), то вы запомните его
механически. На школьном языке это называется «вызубрить».
Механическая память имеет один недостаток: неосмысленная
информация легко улетучивается из головы. Но в некоторых случаях
(например, для запоминания иностранных слов) нам понадобится именно
механическая память. Поэтому ее тоже нужно тренировать. Например, таким
способом.
Прочитайте какое-нибудь
предложение и попробуйте самостоятельно (без подглядок и перечитывания)
повторить его. Если сразу не получилось, еще раз прочитайте и снова
попробуйте повторить или хотя бы пересказать. Со временем это станет
получаться у вас все лучше и лучше. Затем усложните это упражнение,
прочитав и попытавшись повторить уже не одно, а целых два предложения. И
так далее.
Начните с маленьких (коротких) предложений. Затем
переходите на большие (длинные). А также начните с одного предложения и
затем увеличивайте их количество. Начинать следует всегда с малого.
Иначе можно разочароваться, если не будет получаться. Лучше медленно и
терпеливо двигаться к цели, нежели сразу взяться за сложное и,
разочаровавшись, забросить все на полдороге.
Но если у нашей памяти есть и другие, не
механические возможности, то почему бы не использовать их? А иначе эти
возможности будут «бродить» без дела в нашей памяти и в конце концов
потеряют силу. |