Дорогие ребята, важно научиться не только
запоминать, но и почаще вспоминать то, что вы уже «положили» в свою
память. Ведь это главное. Зачем запоминать, если не будем вспоминать?
Это крылатое выражение принадлежит перу вашего покорного слуги, то бишь
мне. И действительно, весь смысл запоминания именно в том, чтобы в
дальнейшем вспомнить запомненное. Запоминание логически подразумевает
воспроизведение (то есть вспоминание) информации. Так что вспоминайте
как можно больше: истории из жизни (давние и не очень), прожитый день
(пытаясь воспроизвести его в памяти как можно подробнее), уроки...
Да-да-да, вспоминайте уроки. Вспоминайте то, что рассказывал учитель
(ведь это было совсем недавно). И постепенно в вашей памяти будет
оставаться все больше и больше самой разной информации, а это будет
означать то, что память ваша развивается! А мы уже знаем, что, если наша
память хорошо развита, мы можем горы переворачивать – ну уж горы-то
информации точно!
Я частенько вечером, перед сном, вспоминаю свой прожитый
день. Лежу, понимаешь, в постели и вспоминаю, что сегодня со мной
приключилось. Это довольно интересно, попробуйте. Вспоминайте прожитый
день с утра до вечера: как проснулись, как встали, как оделись, как
помылись, как позавтракали, как пошли в школу, что слушали во время
урока и т. д. В общем, попробуйте вспомнить все, что можно, до конца, то
есть до того момента, когда вы легли в постель, чтобы заснуть. Кстати,
это упражнение может еще и оказаться хорошим снотворным (что, правда, не
в пользу мнемонического развития). Я хочу сказать, что, вспоминая все
это, мы можем незаметно для себя заснуть и проснуться только утром. Но
ничего страшного. Ведь хоть что-нибудь же мы вспомним, прежде чем заснем
незаметно. Если же нам удастся вспомнить весь день и только потом
заснуть, то это просто здорово. И если так будем делать почти каждый
день, то память будет очень здорово развиваться.
Конечно, вспомнить сегодняшний прожитый день легче, чем
вчерашний. А позавчерашний – вспомнить еще сложнее, не говоря уже обо
всех предыдущих. Но некоторые события крепко врезаются в память, и мы их
легко вспоминаем, несмотря на то что с тех пор прошли недели, месяцы
или даже годы. А то и десятилетия, а может, и столетия... Нет, по-моему,
со столетиями я перестарался. Ведь мы живем-то всего в пределах ста
лет. Ну да ладно, пусть будет без столетий. Все равно вспоминать
отдаленные фрагменты из жизни очень полезно для памяти. Я, например,
часто вспоминаю улицы города, в котором когда-то жил. А потом
«перескакиваю» в другой город, где я учился. Затем «переношусь» в
деревни, где прошло мое детство, и т. д. Вот такие мнемонические
путешествия. Вы тоже можете совершать мнемонические путешествия и во
времени, и в пространстве. Мнемонически путешествовать во времени –
значит вспоминать то, что было сегодня, вчера, позавчера, в прошлом году
и т. д. А мнемонически путешествовать в пространстве – значит
представлять в воображении те места, в которых мы когда-то находились
или находимся сейчас. Это могут быть города, села, улицы, здания снаружи
и внутри и т. д. То есть все то, возле чего или внутри чего мы были.
Даже собственный дом можно по памяти представлять себе и изнутри, и
снаружи.
А еще очень хорошо стимулирует память анализ любой
информации. Поэтому, читая текст, пытайтесь вникать в его суть и
размышлять над написанным. Чем внимательнее мы анализируем информацию,
тем лучше она запоминается. Даже когда мы не согласны с какой-то
информацией, то и это наше несогласие, как ни странно, очень хорошо
стимулирует память: мы лучше запоминаем то, что ругали и с чем были не
согласны.
Удивление – тоже в числе почетных мнемонических
стимулов. Чем больше вы удивляетесь, тем лучше запоминаете. Так что
удивляйтесь на здоровье. Читая или слушая текст, удивляйтесь всему, чему
можно удивиться. Впрочем, я рекомендую удивляться и тому, чему мы
обычно не удивляемся, хотя могли бы. Например, удивляйтесь числу «пи» в
математике. Ведь это число – бесконечное. Вот и удивляйтесь этому и с
удив лением смотрите на это число. А еще сравнивайте это число с
пищалкой, с мышью (которая так же пищит) и т. д. и т. п.
И не только удивляйтесь, но проявляйте и другие эмоции в
процессе работы с информацией. С чем-то не соглашайтесь, спорьте,
выдвигайте свою точку зрения. Все это будет способствовать лучшему
запоминанию данной информации.
Здоровый образ жизни также способствует хорошей работе
памяти. Поэтому бросайте вредные привычки, если они есть. Память от
этого, как я уже говорил, только выиграет. Ну а если еще и физкультурой
заняться и питаться хорошо, то память выиграет вдвойне.
Вы, может быть, заметили, что некоторые мысли в разных
частях этой книги повторяются (вот как сейчас, про вредные привычки). И
это очень даже хорошо, ведь нам известно, что повторение – мать учения.
Кстати, если вы вспомнили, что такая-то мысль уже звучала в этой книге
раньше, то это здорово! Это значит, что в вашей памяти сработало
узнавание. То есть вы узнали эту информацию благодаря ее сходству с той
же информацией в какой-то из предыдущих частей книги.
Так, ну ладно, мне пора переходить к эпилогу. А вам,
дорогие друзья, пора начинать систематические мнемонические тренировки.
Желаю вам всяческих успехов в деле развития памяти и вообще побольше
всевозможных достижений. |